На полках магазинов могут появиться овощи нестандартных размеров
Союз участников рынка картофеля и овощей («Картофельный союз», объединяет селекционеров, производителей и переработчиков овощей открытого грунта) обсуждает с торговыми сетями поставки свеклы и картофеля нестандартных размеров, а также моркови с повышенным процентом ломкости. Об этом сообщил его представитель. Информацию о переговорах с ним подтвердил, в частности, представитель X5 Group («Перекресток», «Пятерочка»). / «Ведомости»
По словам руководителя аппарата «Картофельного союза» Татьяны Губиной, к «нестандартному» относится картофель небольшого размера (менее 45 мм) и крупная свекла (более 8−10 см): их торговые сети берут ограничено, как и ломаную морковь. Она добавляет, что обычно овощи нестандартного размера, в зависимости от региона, занимают 20−50% урожая.
При этом, по словам Губиной, такая продукция пользуется спросом у части покупателей. В частности, морковь с повышенным процентом ломкости можно продавать в упаковке для производства соков. Кроме того, нестандартные по размеру овощи можно использовать и как корм для животных, указывает один из поставщиков. Губина же также указывает, что прием со стороны сетей такой свеклы, моркови и картофеля для производителей дополнительная возможность сбыть товар. Это выгодней, чем просто выкинуть ее.
Директор по развитию компании «Комплексные поставки» Екатерина Арсеньева указывает, что картофель первого сорта мытый и в сетке продается по цене 33−35 ₽ за 1 кг, в то время как второго сорта — 20 ₽ за кг. Но, указывает Губина, мелкий откалиброванный картофель, продающийся как «беби», порой даже дороже обычного. По данным Росстата, средняя потребительская цена на картофель в октябре 2022 г. составляла 30,01 ₽ за кг, что на 48% ниже, чем было годом ранее, морковь подешевела на 37,3% ниже и 33,01 ₽ за кг.
Некондиционные овощи можно выгодно продавать только при наличии у компании собственных перерабатывающих мощностей, отмечает Арсеньева. В этом случае, по ее словам, такую продукцию можно почистить, сварить и продать в вакуумной упаковке по цене гораздо выше, чем обычно.
Председатель президиума Ассоциаций компаний розничной торговли (АКОРТ, объединяет сети O'Key, «Магнит», Metro) Игорь Караваев объясняет, что стандарты и требования торговых сетей обусловлены ориентацией на потребителя, который чувствителен к изменениям характеристик корнеплодов. По его мнению, обсуждение условий поставок нестандартных овощей целесообразно проводить в индивидуальном порядке между конкретными поставщиками и ритейлерами. В конечном счете, это сказывается на экономической эффективности всех участников цепочки, считает Караваев.