Как справился с кризисом бизнес Сергиева Посада
Ещё в начале пандемии, когда бизнес вынужденно остановил работу, эксперты заговорили о наступлении экономического кризиса. По мнению большинства аналитиков, изоляция нанесла по предприятиям непоправимый финансовый удар, от которого они не скоро смогут оправиться. Некоторые фирмы, не выдержав бремя аренды, закрылись уже на первых неделях карантина. Кто-то подтянул поясок, но сохранил рабочие места, другие воспользовались ситуацией и сорвали банк.
Подводить итоги, сколько предприятий закрылось или открылось в этот период, пока рано, хотя, по нашим сведениям, Торгово-промышленная палата округа уже начала собирать такую информацию. Но своеобразной лакмусовой бумажкой реакции бизнеса на кризис могут служить торговые центры. Большинство их арендаторов в карантин не работало, и вот теперь, когда всё открылось, можно оценить, сколько компаний осталось на плаву.
«Ещё в марте мы начали мониторить ситуацию с распространением вируса, а в начале апреля нам уже объявили, что всё должно быть закрыто, за исключением продовольственных магазинов и торговых точек, которые реализовывают товары первой необходимости. Этот режим у нас сохранялся весь карантин», – рассказал управляющий ТЦ «Парк» и ТЦ «Манифест» в Сергиевом Посаде Виталий Селищев.
Арендаторам были разосланы уведомления о том, что они должны временно прекратить работу, и все компании, кто не входил в список фирм с разрешённой деятельностью, дружно повесили замки на двери. По словам управляющего, никто из их арендаторов не стал испытывать судьбу и подпольно торговать, так как нарушившим режим грозил немалый штраф.
«В нашем торговом центре работали только якорный арендатор супермаркет «Ашан», на цокольном этаже продолжали функционировать маленькие продовольственные магазины – «Мясницкий ряд», «Сыр да масло», пекарня и другие. И, как я наблюдал ситуацию, у них даже особо просадки по посетителям не было. Также у нас не закрывались «Детский мир», зоомагазин и аптека, чей ассортимент относится к товарам первой необходимости», – прокомментировал В. Селищев.
В торговом центре «Манифест», который расположен рядом с УМВД, из пяти этажей в карантин функционировали только два. На 1 этаже был открыт супермаркет «Ашан», на 5 этаже – медицинский центр «Парацельс» и аптека. Этажи со 2 по 4, где расположены торговые точки с вещами, были закрыты полностью. За время режима самоизоляции в оба центра несколько раз приходила проверка, но никаких нарушений выявлено не было.
Конечно, с экономической точки зрения, это время и для бизнеса, и для собственников торговых центров было сложное, все несли немалые финансовые потери. Но, как показала практика, выиграл тот, кто проявил человечность и в итоге снизил арендную плату.
«Мы один из тех торговых центров, кто в период режима дал максимальные скидки на аренду. С самого начала решили, что надо идти навстречу арендаторам, чтобы их сохранить. Я знаю, что по городу в других торговых центрах многие не вынесли аренду и вынуждены были закрывать бизнес, теперь помещения пустуют. Думаю, что по окончании всех карантинных мер вряд ли к ним выстроится очередь из арендаторов. Поэтому с моей точки зрения правильнее было хотя бы сохранить тех, кто есть», – пояснил свою позицию Виталий.
Для арендаторов в ТЦ «Парк» не было фиксированной скидки. Ситуация у всех разная, сетевым магазинам, у которых есть определённый запас прочности, скидка была меньше. Частным ИП пришлось сложнее, как правило, маленькие фирмы почти всю прибыль тратят на аренду и зарплаты сотрудникам, налоги. И отсутствие доходов для них уже критично, поэтому управляющие шли таким фирмам на очень большие уступки.
«В итоге за этот период у нас не ушёл ни один арендатор. А в июне даже появилось несколько новых на свободные площади. Единственное, в «Манифесте» нам пришлось проститься с магазином «Смешные цены», но это решение было принято ещё в начале марта», – сказал Виталий Селищев.
По мнению управляющего ТЦ «Парк», в этот период активизировались предприниматели, кто реализует продовольственные товары. При общем понижении дохода населения люди всё равно покупают продукты. Поэтому прибыль таких копаний просто гарантирована. Многие небольшие продовольственные сети даже успешно воспользовались моментом, когда цены на аренду стали минимальные, и расширили количество торговых точек.
В целом можно сказать, что аналогичная ситуация выстроилась и в других торговых центрах, таких как «Капитолий» и «Счастливая 7Я». Все крупные сетевые компании остались на местах, исчезли несколько небольших магазинчиков с одеждой, на пустые площади заехали пара новых. Так что можно констатировать, что экономические потери есть, но катастрофы не случилось.