Пётр I: битва с дураками
Пётр Первый выпустил целых четыре указа о дураках. Причем три из них именные, то есть продиктованные лично им. Самый известный - Указ от 6 апреля 1722 года «О свидетельстве дураков в Сенате»:
«Понеже как после вышних, так и нижних чинов людей, движимое и недвижимое имение дают в наследие детям их таковым дуракам, что ни в какую науку и службу не годятся, а другие несмотря на их дурачество, но для богатства отдают за оных дочерей своих и свойственниц замуж, от которых доброго наследия к государственной пользе надеяться не можно, к тому же и оное имение получа, беспутно расточают, а подданных бьют и мучат, и смертные убийства чинят:, и недвижимое в пустоту приводят: того ради повелеваем, как вышних так и нижних чинов людям, а ежели у кого в фамилии ныне есть, или впредь будут таковые, о таких подавать известие в Сенат, а в Сенате свидетельствовать; и буде по свидетельству явятся таковые, которые ни в науку, ни в службу не годились, и впредь не годятся, отнюдь жениться и замуж идтить не допускать и венечных памятей не давать, и деревень наследственных и никаких за ними не справливать, а велеть ведать такие деревни по приказной записки, и их негодных с тех деревень кормить, и снабдевать ближним их родственникам, а буде родственников не будет, то ближнем же их свойственникам. А ежели по тому свидетельству явятся не таковые, как об них во известии будет написано то употреблять оных в службы и в науку, кто к чему будет способен, а движимое и недвижимое имение по наследству им отдать, и жениться по урочным летам допускать».
Поскольку от граждан посыпались вопросы кого считать дураком на Руси, и что делать, если дурак уже успел жениться и заиметь детей. Петру пришлось дать отдельное пояснение к Указу:
«Сенату спрашивать их пред собою о всяком домовом состоянии, как бы можно умному человеку ответ в том учинить, а ежели по вопросу отповеди учинить не может, а станет инако о том говорить, что можно из того дурачество познать, а которые из таковых уже женаты, и имеют детей, у тех деревень не отнимать».
По сути, слово "дурак" после этого стало в России юридическим термином. И Указы о дураках велено было исполнять особенно строго.
Если в Древней Руси слабоумные были окружены ореолом святости и таинственности, а народ считал призрение «блаженных» угодным Богу делом, теперь отношение к ним изменилось. Кроме того, юродивые, скитавшиеся по Руси, часто были виновниками поджогов и других преступлений. Возникла необходимость в их изоляции.
Некоторые бояре с целью избавить своих сыновей от государственной службы, к несению которой их обязывал Пётр I, стали под видом «дураков» помещать своих детей в монастыри. Царь обратил внимание на то, что призрение в монастырях и богадельнях открывает возможность для злоупотреблений со стороны лиц, обслуживающих эти учреждения, содействует развитию тунеядства, и вынужден был принять меры. Пётр I обязал выяснять кого содержат монастыри, и потребовал удалить из монастырей трудоспособных убогих, а лиц, симулирующих увечья, болезни, бить батогами. Всех нищих он приказал возвращать к месту жительства, чтобы их кормили помещики этих мест и местные власти. Также Петром I был разработан проект указа о создании госпиталей для душевнобольных, в которых должны были помещаться и ненормальные заброшенные дети. Но, как известно, в России суровость законов компенсируется их неисполнением, и далеко не все положения указов были претворены в жизнь.
Пётр I умер, так и не одержав победы над дураками.
В 1761 году к этому вопросу возвращается Пётр III:
«Безумных не в монастыри отдавать, но построить на то нарочитый дом, как на то обыкновенно в иностранных государствах учреждены долгаузы». Но и этот указ не был выполнен.
Впервые замысел о создании домов для душевнобольных осуществился лишь в царствование Екатерины II, издавшей в 1775 году «Указ об учреждении Приказов общественного призрения».
Сейчас же никто не запрещает дуракам размножаться. Они победили.