Top.Mail.Ru
Сергиев Посад +25 °C день
Пятница 21.06.2019, 00:03
Подлинная история Матрешки. Часть вторая

Подлинная история Матрешки. Часть вторая

06.02.2019
Начало - часть первая

Практически везде автором росписи первой Матрешки признается художник Сергей Васильевич Малютин.

художник Малютин

Но на основании чего?
Нет ни одного доказательства причастности Малютина к матрешке. Вообще ни одного.
Нет ни эскизов, ни упоминаний современников о хоть какой либо связи Матрешки с Малютиным.
И сам Малютин никогда об этом не говорил.
Может быть он был просто очень скромным?

Из воспоминаний хорошо знавшей его Марии Клавдиевны Тенишевой:
"Характер у него был тяжелый. Он решительно нигде и ни с кем не мог ужиться. Болезненная подозрительность, обидчивость и самолюбие не давали ему покоя. Он подозревал всех своих помощников в том, что они заимствуют его рисунки и могут выдать за свои, всегда на кого-то жаловался и всегда считал себя обиженным."

При этом Сергей Васильевич постоянно пополнял и бережно хранил свой архив этюдов, эскизов, зарисовок. Никаких намеков на матрешку в архиве нет.

Я не поленился, и выписал книгу воспоминаний А. В. Абрамовой, близко знавшей семью С. В. Малютина более 25 лет. Несколько раз ее перечитал. И не нашел там даже слова "матрешка".

книга Абрамова Малютин

Не подтверждают авторства Малютина и музейные работники.
Вот, например, выдержка из официального ответа на мой запрос от Государственного Исторического Музея, что на Красной Площади:
"Матрешка «Крестьянка с петухом», хранящаяся в отделе дерева и мебели Исторического музея и опубликованная на сайте музея, была приобретена у Иванова В.С. в 1951 г. (во время Загорской экспедиции). Со слов владельца участниками экспедиции было зафиксировано, что она выполнена в мастерской братьев В.С. и П.С. Ивановых (Сергиев Посад), вероятно по эскизу Сергея Малютина токарем Звездочкиным в начале XX в. Этот предмет не являлся объектом специального исследования сотрудников музея и документальных подтверждений устоявшейся атрибуции нет. Имеющаяся атрибуция не противоречит известным из других источников фактам, однако имена всех участников проекта остаются под вопросом."

Ни в одном из музеев, ни у одного коллекционера нет ни одной Матрешки, которой можно приписать авторство Малютина.

Погодите - удивитесь вы вместе со мной - как же так, почему тогда Малютина считают соавтором, а часто и главным автором Матрешки?

Часть авторов считает, что наличествует некоторое сходство манеры письма, художественной стилистики, и т.д. Назвать это серьезным аргументом сложно. А почему, например, не художник Борис Васильевич Зворыкин, который оформлял книги для А. И. Мамонтова? Или не Васнецов, Билибин, Курдюмов, Бем, Шехтель, Ягужинский, и т.д.? Русским стилем тогда увлекались многие.

Может быть дело в том, что Малютин с юношеской страстью принял Октябрьскую революцию, и назвал большевиков "носителями правды и счастья"? И большевики это оценили. При содействии Главполитпросвета Малютин создает Общество художников революционной России. Задачей Общества было "художественно-документально запечатлеть величайший момент истории в его революционном порыве". Художники активно изображали быт Красной Армии, рабочих, крестьянства, деятелей революции и героев труда. Авангард и все другие течения были объявлены «вредными измышлениями». Это объединение революционных художников с первых дней существования заручилась покровительством и солидной материальной поддержкой со стороны руководства Красной Армии, и лично К. Ворошилова.

Малютин писал много портретов революционных деятелей. Одной из самых известных работ считается портрет Д. А. Фурманова, легендарного комиссара Чапаевской дивизии.

портрет Фурманова малютин

В 1924 году Малютин пишет картину "Ленин на смертном одре" на базе этюда "Ленин в гробу", написанного им в Колонном зале Дома Союзов непосредственно у тела В. И. Ленина. Когда Н. К Крупская увидела её на закрытой выставке-отборе, она разрыдалась. На членов отборочной комиссии полотно тоже произвело впечатление, причём такое сильное, что они рекомендовали картину «Ленин на смертном одре» в экспозиции выставок не включать. Я попытался найти эту картину, но она хранится в запасниках, и в сети ее изображения нет.

Как видите, С. В Малютин был вполне оценен и обласкан советской властью. И кому как ни ему - а не какому-нибудь эмигрировавшему Зворыкину - можно было доверить честь стать автором Матрешки. Которым он не являлся.

Что же насчет лишенного избирательных прав  (советской же властью) токаря Василия Звездочкина?

Продолжение - Часть третья

© И. А. Блюм, 2019
Перепечатка материалов разрешена только с активной ссылкой на sergievgrad.ru



  • Комментарии
Загрузка комментариев...
Афиша

«Детский клуб» в парке «Покровский», г. Хотьково

19.06.2019
Дорогие друзья! Теперь для вас в парке «Покровский» открыт детский клуб!

«Парад колясок» в Сергиевом Посаде

18.06.2019
У кого самая крутая коляска? Преврати транспортное средство ребенка в уникальный арт-объект и получи приз!
Успейте зарегистрироваться для участия до 20 июня!

Всероссийский парад влюбленных на Скитских прудах

18.06.2019
Уже второй раз в городе Сергиев Посад 23 июня 2019 года пройдёт Всероссийский Парад Влюблённых, организованный в разных городах участницами самого уникального и популярного проекта...

«Парад колясок» в Сергиевом Посаде

18.06.2019
У кого самая крутая ...

Джазовый фестиваль «Дубрава Музыка – 2019»

06.06.2019
Программа фестиваля ...

Уличный фестиваль «Вне формата – у Троицы» 2019

05.06.2019
Фестиваль «Вне формата...

«Мы вместе» – День России!

05.06.2019
12 июня с 12:00 до 1...

Фестиваль «Подкова на счастье»

05.06.2019
Музейный комплекс «К...

«Теремок» в ОДЦ «Октябрь»

23.05.2019
30 мая в 17.30 в рамках...