Подлинная история Матрешки. Часть вторая

Подлинная история Матрешки. Часть вторая

06.02.2019
Начало, часть первая

Практически везде автором росписи первой Матрешки признается художник Сергей Васильевич Малютин.

художник Малютин

Но на основании чего?
Нет ни одного доказательства причастности Малютина к матрешке. Вообще ни одного.
Нет ни эскизов, ни упоминаний современников о хоть какой либо связи Матрешки с Малютиным.
И сам Малютин никогда об этом не говорил.
Может быть он был просто очень скромным?

Из воспоминаний хорошо знавшей его Марии Клавдиевны Тенишевой:
"Характер у него был тяжелый. Он решительно нигде и ни с кем не мог ужиться. Болезненная подозрительность, обидчивость и самолюбие не давали ему покоя. Он подозревал всех своих помощников в том, что они заимствуют его рисунки и могут выдать за свои, всегда на кого-то жаловался и всегда считал себя обиженным."

При этом Сергей Васильевич постоянно пополнял и бережно хранил свой архив этюдов, эскизов, зарисовок. Никаких намеков на матрешку в архиве нет.

Я не поленился, и выписал книгу воспоминаний А. В. Абрамовой, близко знавшей семью С. В. Малютина более 25 лет. Несколько раз ее перечитал. И не нашел там даже слова "матрешка".

книга Абрамова Малютин

Не подтверждают авторства Малютина и музейные работники.
Вот, например, выдержка из официального ответа на мой запрос от Государственного Исторического Музея, что на Красной Площади:
"Матрешка «Крестьянка с петухом», хранящаяся в отделе дерева и мебели Исторического музея и опубликованная на сайте музея, была приобретена у Иванова В.С. в 1951 г. (во время Загорской экспедиции). Со слов владельца участниками экспедиции было зафиксировано, что она выполнена в мастерской братьев В.С. и П.С. Ивановых (Сергиев Посад), вероятно по эскизу Сергея Малютина токарем Звездочкиным в начале XX в. Этот предмет не являлся объектом специального исследования сотрудников музея и документальных подтверждений устоявшейся атрибуции нет. Имеющаяся атрибуция не противоречит известным из других источников фактам, однако имена всех участников проекта остаются под вопросом."

Ни в одном из музеев, ни у одного коллекционера нет ни одной Матрешки, которой можно приписать авторство Малютина.

Погодите - удивитесь вы вместе со мной - как же так, почему тогда Малютина считают соавтором, а часто и главным автором Матрешки?

Часть авторов считает, что наличествует некоторое сходство манеры письма, художественной стилистики, и т.д. Назвать это серьезным аргументом сложно. А почему, например, не художник Борис Васильевич Зворыкин, который оформлял книги для А. И. Мамонтова? Или не Васнецов, Билибин, Курдюмов, Бем, Шехтель, Ягужинский, и т.д.? Русским стилем тогда увлекались многие.

Может быть дело в том, что Малютин с юношеской страстью принял Октябрьскую революцию, и назвал большевиков "носителями правды и счастья"? И большевики это оценили. При содействии Главполитпросвета Малютин создает Общество художников революционной России. Задачей Общества было "художественно-документально запечатлеть величайший момент истории в его революционном порыве". Художники активно изображали быт Красной Армии, рабочих, крестьянства, деятелей революции и героев труда. Авангард и все другие течения были объявлены «вредными измышлениями». Это объединение революционных художников с первых дней существования заручилась покровительством и солидной материальной поддержкой со стороны руководства Красной Армии, и лично К. Ворошилова.

Малютин писал много портретов революционных деятелей. Одной из самых известных работ считается портрет Д. А. Фурманова, легендарного комиссара Чапаевской дивизии.

портрет Фурманова малютин

В 1924 году Малютин пишет картину "Ленин на смертном одре" на базе этюда "Ленин в гробу", написанного им в Колонном зале Дома Союзов непосредственно у тела В. И. Ленина. Когда Н. К Крупская увидела её на закрытой выставке-отборе, она разрыдалась. На членов отборочной комиссии полотно тоже произвело впечатление, причём такое сильное, что они рекомендовали картину «Ленин на смертном одре» в экспозиции выставок не включать. Я попытался найти эту картину, но она хранится в запасниках, и в сети ее изображения нет.

Как видите, С. В Малютин был вполне оценен и обласкан советской властью. И кому как ни ему - а не какому-нибудь эмигрировавшему Зворыкину - можно было доверить честь стать автором Матрешки. Которым он не являлся.

Что же насчет лишенного избирательных прав  (советской же властью) токаря Василия Звездочкина?

Часть третья

автор: Инспектор Bloom



  • Комментарии
Загрузка комментариев...
Афиша

«Начало Великой Отечественной войны» – лекция

18.02.2019
В соответствии с планом «Барбаросса» фашистское наступление началось на широком фронте несколькими группировками в различных направлениях…

Лектор: историк и археолог Игорь Владимирович...

Концерт Серафимы Залетаевой и Марии Карповой

18.02.2019
Пианистки Серафима Залетаева и Мария Карпова представят программу фортепианной музыки, включающую в себя произведения Баха, Гайдна, Бетховена, Мендельсона, Глинки, Рахманинова, Про...

Концерт трио Жоандера Сантоса

18.02.2019
Жоандер Сантос — один из самых ярких вокалистов и гитаристов и композиторов Сан-Паулу и Рио-де-Жанейро.

«Начало Великой Отечественной войны» – лекция

18.02.2019
В соответствии с планом...

Концерт трио Жоандера Сантоса

18.02.2019
Жоандер Сантос — оди...

«Тем, кто дружен...» – мюзикл для детей

15.02.2019
По мотивам сказки «Бременские...

«Царевна Лягушка» – музыкальная сказка

14.02.2019
Итак, в некотором ца...

Игорь Маменко

14.02.2019
Искры народного юмор...

«МамаТВ»

14.02.2019

Концерт в честь Дня защитника Отечества

11.02.2019
Играет вокально-инструментальная...