Top.Mail.Ru
Сергиев Посад +12 °C день
Пятница 19.04.2019, 19:21
Подлинная история Матрешки. Часть вторая

Подлинная история Матрешки. Часть вторая

06.02.2019
Начало, часть первая

Практически везде автором росписи первой Матрешки признается художник Сергей Васильевич Малютин.

художник Малютин

Но на основании чего?
Нет ни одного доказательства причастности Малютина к матрешке. Вообще ни одного.
Нет ни эскизов, ни упоминаний современников о хоть какой либо связи Матрешки с Малютиным.
И сам Малютин никогда об этом не говорил.
Может быть он был просто очень скромным?

Из воспоминаний хорошо знавшей его Марии Клавдиевны Тенишевой:
"Характер у него был тяжелый. Он решительно нигде и ни с кем не мог ужиться. Болезненная подозрительность, обидчивость и самолюбие не давали ему покоя. Он подозревал всех своих помощников в том, что они заимствуют его рисунки и могут выдать за свои, всегда на кого-то жаловался и всегда считал себя обиженным."

При этом Сергей Васильевич постоянно пополнял и бережно хранил свой архив этюдов, эскизов, зарисовок. Никаких намеков на матрешку в архиве нет.

Я не поленился, и выписал книгу воспоминаний А. В. Абрамовой, близко знавшей семью С. В. Малютина более 25 лет. Несколько раз ее перечитал. И не нашел там даже слова "матрешка".

книга Абрамова Малютин

Не подтверждают авторства Малютина и музейные работники.
Вот, например, выдержка из официального ответа на мой запрос от Государственного Исторического Музея, что на Красной Площади:
"Матрешка «Крестьянка с петухом», хранящаяся в отделе дерева и мебели Исторического музея и опубликованная на сайте музея, была приобретена у Иванова В.С. в 1951 г. (во время Загорской экспедиции). Со слов владельца участниками экспедиции было зафиксировано, что она выполнена в мастерской братьев В.С. и П.С. Ивановых (Сергиев Посад), вероятно по эскизу Сергея Малютина токарем Звездочкиным в начале XX в. Этот предмет не являлся объектом специального исследования сотрудников музея и документальных подтверждений устоявшейся атрибуции нет. Имеющаяся атрибуция не противоречит известным из других источников фактам, однако имена всех участников проекта остаются под вопросом."

Ни в одном из музеев, ни у одного коллекционера нет ни одной Матрешки, которой можно приписать авторство Малютина.

Погодите - удивитесь вы вместе со мной - как же так, почему тогда Малютина считают соавтором, а часто и главным автором Матрешки?

Часть авторов считает, что наличествует некоторое сходство манеры письма, художественной стилистики, и т.д. Назвать это серьезным аргументом сложно. А почему, например, не художник Борис Васильевич Зворыкин, который оформлял книги для А. И. Мамонтова? Или не Васнецов, Билибин, Курдюмов, Бем, Шехтель, Ягужинский, и т.д.? Русским стилем тогда увлекались многие.

Может быть дело в том, что Малютин с юношеской страстью принял Октябрьскую революцию, и назвал большевиков "носителями правды и счастья"? И большевики это оценили. При содействии Главполитпросвета Малютин создает Общество художников революционной России. Задачей Общества было "художественно-документально запечатлеть величайший момент истории в его революционном порыве". Художники активно изображали быт Красной Армии, рабочих, крестьянства, деятелей революции и героев труда. Авангард и все другие течения были объявлены «вредными измышлениями». Это объединение революционных художников с первых дней существования заручилась покровительством и солидной материальной поддержкой со стороны руководства Красной Армии, и лично К. Ворошилова.

Малютин писал много портретов революционных деятелей. Одной из самых известных работ считается портрет Д. А. Фурманова, легендарного комиссара Чапаевской дивизии.

портрет Фурманова малютин

В 1924 году Малютин пишет картину "Ленин на смертном одре" на базе этюда "Ленин в гробу", написанного им в Колонном зале Дома Союзов непосредственно у тела В. И. Ленина. Когда Н. К Крупская увидела её на закрытой выставке-отборе, она разрыдалась. На членов отборочной комиссии полотно тоже произвело впечатление, причём такое сильное, что они рекомендовали картину «Ленин на смертном одре» в экспозиции выставок не включать. Я попытался найти эту картину, но она хранится в запасниках, и в сети ее изображения нет.

Как видите, С. В Малютин был вполне оценен и обласкан советской властью. И кому как ни ему - а не какому-нибудь эмигрировавшему Зворыкину - можно было доверить честь стать автором Матрешки. Которым он не являлся.

Что же насчет лишенного избирательных прав  (советской же властью) токаря Василия Звездочкина?

Часть третья

© И. А. Блюм, 2019
Перепечатка материалов разрешена только с активной ссылкой на sergievgrad.ru



  • Комментарии
Загрузка комментариев...
Афиша

«Квест пасхального кролика» на Скитских прудах

18.04.2019
28 апреля приглашаем всех на праздничный квест «в поисках пасхального кролика». Необходимо выполнить увлекательные задания. И как награда встретить главного героя праздника, сфотог...

«Чем прошлое может быть полезно? Рецепция Средневековья в ХХ веке» – лекция

17.04.2019
Термин «рецепция», крайне популярный в данный момент в гуманитарных науках, произошел от латинского глагола «принимать» и может быть передан на русский как «восприятие» или «переос...

Концерт квинтета Тимура Некрасова в «Дубраве»

17.04.2019
Квинтет саксофониста Тимура Некрасова выступит с новой программой джазового мейнстрима.

Творческая встреча хоровых коллективов

15.04.2019
Дворец культуры им. ...

Фестиваль ГТО на Советской площади

12.04.2019
14 апреля приглашаем...

«Волонтеры ГТО» – спортивный фестиваль

04.04.2019
Во время спортивного...

«Ярмарка вакансий – 2019» в Сергиевом Посаде

04.04.2019
В мероприятии примут...