Спецтема
Наши спецпроекты 20
Результаты шахматного года
11:20, 7 марта 2024 г.
История внедрения шахмат в общеобразовательный процесс
Результаты шахматного года
15 миллионов из них находятся в Индии, пять миллионов — в Китае. Интересно, что учителей по шахматам, согласно тому же отчёту, куда меньше — всего 92 550.
При этом география школьных шахмат значительна: от Великобритании и США до Албании и Замбии, от Европы до Южной Америки. В 78 странах есть разработанные программы квалификации для обучения шахматам в школе. В некоторых из них, как, например, в Израиле, шахматы — это факультативный предмет. Но есть и страны, где игра становится частью обязательной программы.
Первой страной, где основам игры стали обучать в общеобразовательных школах в рамках академического, а не спортивного предмета, стала Армения. Программу внедрили в 2011 году, а уже в 2012-м шахматы стали отдельной дисциплиной в Армянском государственном педагогическом университете. Через несколько лет там появилась и профильная программа бакалавриата, открылся Научно-исследовательский центр шахмат. Причём скоро в Армении в шахматы начнут играть и в детских садах: минувшим летом в Армянском государственном педагогическом университете получили сертификаты первые выпускники шестинедельных курсов переподготовки по теме «Шахматы в дошкольных общеобразовательных учреждениях».
Википедия
История шахматного образования в Российской Федерации
С 1994 года в начальной школе были выделены учебные часы для факультативов: 2 часа в первом классе, 3 — во втором и третьем классах. Учителям было предложено на выбор ведение факультативных курсов «Введение в народоведение», «Твоя вселенная», «Шахматы — школе» (автор курса «Шахматы — школе» — Игорь Сухин; Институт стратегии развития образования Российской академии образования).
В 1996 году президент Калмыкии Кирсан Илюмджинов издал специальный указ — «О государственной поддержке шахмат». Это и стало началом введения шахматного обучения по всей республике. С тех пор во всех школах и детских садах Калмыкии этот предмет — обязателен.
В 2004 году появился специальный приказ Министерства образования России № 2211 «О развитии шахматного образования в системе образования РФ» и создан Координационный совет под председательством многократного чемпиона мира Анатолия Карпова.
В 2007 году после встречи с президентом ФИДЕ Кирсаном Илюмжиновым, президент России Владимир Путин дал указание министру образования Андрею Фурсенко ознакомиться с опытом преподавания шахмат в разных странах с последующей возможностью применения в России[1].
«Шахматный всеобуч» в Псковской области проводится с 1 сентября с 2008 года и преподавание шахмат организовано в 1-м и 2-м классах 102 базовых школ области.[2] Специально для учащихся и популяризации шахмат в Псковской области учрежден ежегодный День детских шахмат, который проводится в каждой школе региона.
Суть проекта
Проект «Шахматы в школе» был разработан одноименным Фондом совместно с ФИДЕ для реализации на базе общеобразовательных школ с 1 по 4 классы. Его цель — содействовать формированию интеллектуально-нравственной культуры школьников посредством междисциплинарной интеграции систем общего школьного и дополнительного образований.
Обучение шахматам давно является частью школьной программы во многих странах мира (Азербайджан, Армения, Венгрия, Испания, Мексика, Польша, Турция и др.), и школьники, изучающие эту игру стабильно демонстрируют улучшение показателей по учебе и по интеллектуальным показателям. По замыслу создателей проекта, углубленное изучение шахмат помогает не только общему развитию детей, но также способствует раскрытию интеллектуального потенциала, построению системного стратегического мышления и даже нравственному воспитанию.
Проект «Шахматы в школе» строится на трех составляющих: подготовке педагогов, внедрении программ шахматного образования в школах (по программе предполагается делать это в рамках уроков физкультуры) и предоставлении школам необходимого инвентаря.
Реализация проекта
Специально для учителей, реализующих проект «Шахматы в школе», силами российской шахматной федерации ведется работа по выбору лучших систем шахматного образования.
Проект «Шахматы в школе» был презентован в Москве в 2015 году. Первыми его участниками стали Москва и Ханты-Мансийск. Затем к нему присоединились Белгородская область, Липецкая область,[6] Чувашия и Якутия. Впоследствии в проект вошла также Калужская область, а компания «Тольяттиазот» приняла решение выступить его спонсором. Президент FIDE Кирсан Илюмжинов выразил персональную благодарность за поддержку этого проекта главе «Тольяттиазот» Сергею Махлаю.Поддержку проекту оказывает также благотворительный фонд «Система» (АФК «Система»).
На октябрь 2016 года в Москве насчитывается 100 школ-участниц проекта, в Калужской области — 46.]Департамент образования Москвы планирует в 2016—2017 годах довести число школ-участников программы до 220.
Российская шахматная федерация предложила ввести шахматы в обязательную школьную программу, первый заместитель председателя комитета Государственной думы VI созыва по образованию Олег Смолин поддержал эту идею.
Президент Международной шахматной федерации (FIDE) Кирсан Илюмжинов поддержал идею введения обязательных уроков шахмат в младших классах школы, обратившись с письмом к министру образования и науки Ольге Васильевой. В своем обращении Илюмжинов предложил ввести шахматы в образовательную программу 1-4 классов средних школ в качестве обязательного предмета, заменив шахматными занятиями один из трех обязательных уроков физкультуры.
С 1 сентября 2019 глава Минобрнауки Ольга Васильева заявила, что шахматы станут обязательным предметом для учеников начальных классов в России.
15 апреля 2023 года Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ) и Армянский государственный педагогический университет (АГПУ) совместно с соорганизаторами и партнерами планируют проведение международной научно-практической конференции «Шахматы в образовании как ресурс для общего развития». Конференция планируется в дистанционном режиме.
Цель конференции: осмысление и обсуждение наиболее успешных региональных практик преподавания шахмат, способствующих гармоничному развитию обучающихся.
Основные направления конференции шахматы для общего развития:
• Методы и технологии преподавания шахмат;
• Трансляция опыта преподавания шахмат;
• Шахматы как инструмент помощи детям с ОВЗ;
• Оценка эффективности занятий шахматами для общего развития обучающихся.
• Рабочий язык конференции: русский.
В конференции приняли участие более 100 специалистов образования из России и Армении. Оргкомитетом конференции были отобраны 15 докладов, представляющие интерес и пользу для шахматного образования.
На конференции был представлен доклад «Обучение детей школьного шахматной игре в Самарской области».
По результатам конференции были приняты важнейшие решения по введению шахмат в систему образования, объединению международных усилий по вопросам шахматного образования, подготовлена научная фундаментальная база для обоснования пользы шахмат для развития подрастающего поколения.