Сегодня - Радоница. Священник рассказывает что категорически нельзя делать на кладбищах
Во вторник, 25 апреля, православные встречают Радоницу, или Пасху мертвых, как ее называют в народе. С этим днем связано много обычаев, большинство из которых священнослужители называют обыкновенными суевериями. /Татар-информ
Радоница – день, когда дорога на кладбище стоит в пробках, могилы покрыты цветами: живыми и пластиковыми. Это первый после Пасхи день общецерковного поминания умерших.
Нередко перед надгробьями можно увидеть стопки с водкой и крашеные пасхальные яйца. Никого не удивляет такое явление – мы привыкли к такой картине с детства.
Настоятель храма Смоленской иконы Божией Матери в селе Соловцово и храма Блаженной Матроны и Ксении Петербургской в Казани, руководитель Миссионерского отдела Казанской епархии Александр Ермолин рассказал, что нужно, а что нельзя делать в Радоницу.
«Радоница – это девятый день после Пасхи и первый, когда мы поминаем усопших после перерыва на этот праздник. Тут очень важно все видеть в контексте церковного календаря. Там все прописано. Заранее продумано, в какие дни мы держим пост, а в какие дни поминаем усопших. Мы верим, что Господь по молитвам родных, друзей и знакомых помогает усопшему, прощает его прегрешения, вольные и невольные, и помогает ему войти в Царствие Небесное», — рассказывает отец Александр.
В период Пасхи нет заупокойных молитв. Светлая седмица – это время Пасхального торжества, и даже если человек умирает в это время, отпевание совершается по Пасхальному чину.
«У меня был такой опыт отпевания на Светлой седмице. Там совершенно другой текст, все больше про Пасху, про Воскресение, а не про смерть. Конечно же, это вызывает удивление. Люди стоят такие скорбные, а ты через раз: “Христос воскресе”», — говорит он.
В церковном уставе – 3-й, 9-й и 40-й день традиционно считаются днями поминовения усопших. Поэтому 9-й день после Христова Воскресения отвели для молитвы за упокой, объясняет священнослужитель.
Радоница – от слова «радость». Радость, которой мы делимся с окружающим нас миром и впервые после определенного перерыва молимся за наших почивших родственников, рассказывает отец Александр.
«На службе в Радоницу поминают и о здравии. Бывает, приходишь на службу – у тебя такая огромная стопка записок за упокой и лишь несколько за здравие. В этот день совершается обычная литургия, во время которой мы поминаем и за упокой, и за здравие. Это не какая-то заупокойная служба для мертвых, как многие считают», — рассказывает иерей Александр.
Священнослужитель объясняет: важно помнить, что для усопших самое главное – наша молитва. Поэтому в этот день нужно в первую очередь идти на литургию и уже потом можно пойти на кладбище. Важно, чтобы Радоница не была совместима с какими-то полуязыческими вещами, как это часто бывает.
«Ошибки начинаются еще в день Воскресения Христова, когда мы видим, что люди в этот день идут на кладбище. Причина этого суеверия понятна. В советские годы храмы были закрыты, и люди хотя бы так приобщались к духовной жизни. Но в церковном уставе на кладбище в Пасху ходить не принято вообще, более того, это считается его нарушением. Это время, когда Христос воскрес, – тема смерти уходит на другой план. Христос даровал людям вечную жизнь. Понятно, что мы все так или иначе умираем, заканчивается наше физическое бытие, но после Воскресения Христова человек уходит не в никуда, уходит не в место ожидания, а уходит в Царствие Небесное. Христос вновь открыл нам райские врата», — рассказывает иерей Александр.
Отец Александр рассказывает, что постоянно берется с суевериями, которые люди считают то частью обычаев, то частью церковного устава.
«Кто-то приносит на могилу пасхальные яйца. Кто-то стал думать еще дальше и говорит, что есть яйца освященные, которые не надо класть на могилу, а есть – не освященные, которые можно приносить на кладбище. Народная фантазия неистощима. Люди постоянно придумывают какие-то дикие вещи», — поделился иерей Александр Ермолин.
На Радоницу можно прийти на кладбище, помолиться, прибраться на могиле, но не надо устраивать там тризну, призывает он.
«Кормить никого на кладбище не надо, потому что усопшие больше не кушают. Кому вы оставляете эти печеньки и конфеты? Тело прекратило свое физическое существование, оно не питается и питаться не может, а душа питаться не может просто по своей природе. А если человек совершает это все, это просто отголоски тризны. Маленькой такой языческой тризны, которую люди совершают, даже не понимая этого. Если люди пытаются устроить трапезу покойнику, то они кормят бесов», — считает отец Александр.
Такое действие никак с православием не связано. Даже если люди начинают объяснять, что это все для птичек. Покормить их можно в любом другом месте. Не надо даже пытаться придумывать какие-то аллегорические вещи. Здесь все очень просто: пришел на панихиду, помолился на литургии, прибрался на кладбище, там же помолился мирским чином. Больше ничего не надо, призывает иерей.