Рубрика "А вы знаете, что?": Интересные факты из жизни МИХАИЛА ВРУБЕЛЯ
Михаила Врубеля не принимали критики и не понимали современники, однако в историю русского искусства он вошел как великий живописец, один из основоположников русского модерна и символизма.
Хочу рассказать вам, какие истории скрываются за знаменитыми работами художника.
«Маска льва»
В 1878 году в Абрамцево, имении мецената и предпринимателя Саввы Мамонтова, сложился художественный кружок. Его участниками стали знаменитые живописцы: Михаил Нестеров, Константин Коровин, Виктор Васнецов и другие. Приезжал на мамонтовскую дачу и Михаил Врубель.
Участники сообщества не только писали картины, но и планировали возродить традиционные русские ремесла. Так, среди прочих мастерских на территории усадьбы появилась гончарная. Врубель страстно увлекся керамикой и стал руководить производством.
В то время Мамонтов еще не понимал живопись Врубеля, она казалась ему странной, но все же нравилась. «Все в доме знали, что всякие зарисовки и черновики, которые Врубель бросал, надо было сохранять и относиться к ним с должным уважением», — вспоминала его младшая дочь Александра.
«…Сегодня Врубель сидел и мазал, а я подобрал. Черт его знает, что это, а хорошо…» — делился сам Мамонтов с Константином Станиславским . Благодаря абрамцевской мастерской Врубель наконец стал зарабатывать: он получил заказы на несколько печных композиций, начал работу над майоликовой часовней на территории усадьбы и над проектом пристройки к дому в римском стиле.
Керамическую львиную маску Врубель создавал на глазах художника Николая Прахова.
Михаил Александрович сбил большой комок глины и быстрыми движениями рук стал придавать ему вид львиной головы. Местами работал большой стекой, решительно снимал лишнюю глину, но больше — руками. Потом, когда в основном львиная маска была закончена, внимательно посмотрел на нее и отхватил ножом, по обеим сторонам, те места, где другой художник стал бы лепить гриву. Скульптура получилась сразу характерная для льва, монументальная, напоминающая ассирийскую.
Через несколько лет абрамцевская мастерская выросла до настоящего производства, которое переехало ближе к Москве — на окраину у Бутырской Заставы.
А фирменным знаком завода стала та самая врубелевская львиная маска.
Продолжение историй о Михаиле Врублеле и его работах читайте в следующих публикациях.