Церковь Благовещенья Пресвятой Богородицы, как редкий памятник русского деревянного зодчества
В окрестностях Сергиева Посада, в 4 километрах к западу от Троице-Сергиевой лавры, расположено старинное село, которое имеет интересное православное название – Благовещенье. Необычно, но до 1980-х годов здесь располагался редкий для Московской области памятник русского деревянного зодчества 17 века – церковь Благовещенья Пресвятой Богородицы.
Стоит отметить, что историю храма связывают с купцом П.С. Каптелиным и известным священником и философом Павлом Флоренским.
«По своим формам он весьма далек от прославленных произведений Троице-Сергиева монастыря, тем не менее, и в этом скромном здании, созданном руками неискушенных плотников, жива их извечная любовь к красоте и совершенству», – писал о храме искусствовед М.А. Ильин.
Расположено село Благовещенье на одной из живописных возвышенностей, с которой можно наблюдать красивейший вид на Троице-Сергиеву лавру. Стоит обратить внимание, что облик села никаким образом не изменялся на протяжении многих веков. В начале 200-х годов построили новый храм Благовещенья, который выглядит уникально, на месте ушедшего в прошлое древнего памятника. Дело в том, что прежний храм исчез совершенно случайно. В 1970-х годах занялись реставрацией храма. В ходе работ производили замену сгнивших частей храма, в результате чего сруб был полностью разобран, но так и не собран заново.
В 1978 году, авторы книги «Солнечные узоры», описали свои впечатления о поездке в село Благовещенье, в тот момент, когда ещё стоял старый храм.
«Из Загорска на запад шла полевая дорога к селу Благовещенью. Остался позади посад с уютными домиками… Впереди на горизонте темнел лес. Над нашими головами, ввинчиваясь в пронзительную синь, звенел жаворонок. Мы шли навстречу с древнейшим памятником деревянного зодчества Подмосковья… Мы входили в село Благовещенье, и нам казалось, что время повернуло вспять. Трех столетий отечественной истории с битвами, крушениями, миром и возрождением не было. Стоит, как и стояла, в центре села деревянная церковь, а вокруг нее сгрудились крестьянские избы, образовывая как бы маленькую крепость», – отрывок из книги «Солнечные узоры».
Если мы заглянем на страницы истории, то можем заметить, что первое упоминание о селе Благовещенье относится к 1587 году:
«Вотчина Троицы Сергиева монастыря; а в селе церковь Благовещенье Пречистыя Богородицы, древяна вверх, ветха… да в селе два пруда», – повествуют старинные страницы книг.
Первый храм в селе мог быть построен предположительно в начале 14 или в конце 15 века. Об этом говорится в так называемом указании «ветха». После того как государство изъяло земельную собственность, принадлежащую церкви в 1764 году, село Благовещенье обеднело, а в 1776 году приход был вовсе упразднен. Стоит отметить, что до революции Благовещенская церковь не имела собственного прихода и закреплялась за Ильинским храмом в Сергиевом Посаде, который располагался на расстоянии нескольких верст от сельской церкви.
Мало кто знает, но Ильинский приход в Сергиевом Посаде закреплялся за родовой династией популярных посадских купцов Каптелиных. В 1899 году Петр Сергеевич Каптелин, который являлся одним из представителей данной фамилии, совершил благое дело – на собственные деньги отреставрировал приписной к Ильинскому приходу деревянный храм в селе Благовещенье. Петр Сергеевич установил древнюю постройку на каменный цоколь, после чего обновил колокольню и обшил стены. Меценат Каптелин являлся поставщиком свечных заводов, а его основная лавка располагалась в здании нынешнего Московского Исторического музея на Красной площади.
Однажды в 19 веке в российском пчеловодстве случился сбой – в стране произошел дефицит воска ввиду использования новой конструкции ульев. И тут опять же выручил Каптелин. Меценат не растерялся в такой ситуации и стал закупать воск для церковных свечей в Африке.
Стоит также отметить, что небольшой благовещенский храм, который не имел в начале 20 века даже собственного причта, стал значимым в судьбе знаменитого священника и философа Павла Флоренского, который также был и ученым и изобретателем. Многие современники и последователи, называли его одним и знаменитейших представителей русской культуры Серебряного века.
Страницы истории говорят нам о том, что Флоренский в 1904 году поступил в Духовную академию и с тех пор прожил 30 лет в Сергиевом Посаде.
«Есть тонкое очарование Лавры, которое охватывает изо дня в день, при вживании в этот замкнутый мир… Да, самые богатые впечатления на стороне скоро делаются тоскливыми и пустыми, когда потянет в Дом преподобного Сергия», – писал Павел Флоренский.
Древний храм села Благовещенье стал одним из первых мест, в котором служил отец Павел Флоренский.
Также село Благовещенье посещал художник Николай Соболев, который опубликовал подробное описание храма в 4 томе «Трудов комиссии по сохранению древних памятников Московского археологического общества».
По воспоминаниям археолога, он застал её в том виде, который она приобрела после реставрации 1899 года П.С. Кателина. Церковь была обшита тесом и покрыта желтой железной кровлей. Внутри храм был оклеен бумагой голубоватого цвета. Трехъярусный иконостас достигал потолка, а живописные царские врата были сделаны по типу врат 16 века.
В своих трудах, исследователь отметил один из отлично сохранившихся киотов, который висел на стене у южных дьяконских дверей. Необычно, но по строению орнамента он мог относиться к 17 веку. А около входных дверей имелись три хоругви, одна из которых была сделана на древний лад, и имела с одной стороны икону Благовещения, а с другой – Нерукотворный образ Спасителя.
«Храм в селе Благовещенье, пожалуй, как ни один из подобных памятников в Подмосковье, сохранил образ сурового средневековья», – писали Б.Зайцев и П. Пинчуков в книге «Солнечные узоры: деревянное народное зодчество Подмосковья».
В наше время, современный храм, построенный в духе 17 столетия, выступает подворьем Троице-Сергиевой лавры, с которой Благовещенский приход был связан с давних времен.
По материалам сайта Подмосковье сегодня