В Москве готовится к запуску «народный каршеринг» – сервис аренды автомобилей между физлицами
Департамент транспорта Москвы готовит к запуску сервис аренды автомобилей между физическими лицами «народный каршеринг» – его внедрение власти анонсировали уже давно. Но есть минус – всех преимуществ шеринга – бесплатного паркинга или обслуживания машины – у клиентов может не быть.
Московские власти в ближайшее время готовятся запустить платформу «народного каршеринга». Целью проекта является позволить владельцам автомобилей сдавать свои машины в аренду другим физлицам (с помощью сервиса peer-to-peer). Стало известно, что у пользователей приложения не будет бесплатной парковки, как это предусмотрено в традиционных сервисах каршеринга.
«Сервис (московских властей) будет предназначен скорее для тех, кто, например, уехал в отпуск на две недели, не нуждается в автомобиле в этот период и готов сдать его на какой-то срок. То есть это будет более долгосрочная аренда, чем в обычном каршеринге, и, как следствие, стоимость использования такого сервиса будет ниже», – сообщил данный источник.
Кроме того, в отличие от традиционного каршеринга пользователю придется самому следить за состоянием автомобиля: мыть его, заправлять, обслуживать и т.д.
По словам мэра Москвы Сергея Собянина, городские власти вовсю работают над проектом «народного каршеринга» ещё с середины 2018 года. Но нюансы проекта городские власти раскрыли лишь в сентябре 2020 года. Как заявил в одной из колонок на сайте мэрии Москвы глава департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Максим Ликсутов, что с помощью данного сервиса получится разгрузить дороги, а владельцы автомобилей смогут заработать. Дело в том, что автомобиль москвича может простаивать более чем 90% времени. Главным плюсом сервиса будет то, что у автовладельца появится возможность решать: кому позволить свой автомобиль в аренду, а кому нет. А ещё можно будет назначить место возврата.
Некоторые представители рынка ранее высказывали опасения, что власти отменят льготную стоимость парковки для сервисов каршеринга и в этом случае стоимость аренды автомобиля в них может вырасти почти вдвое, до 15–16 руб. в минуту. Они считали, что если для народного каршеринга парковка останется бесплатной, то пользователи переключатся на него, поскольку это приложение будет выгоднее.
Российская ассоциация электронных коммуникаций и ТИАР-центр провели исследование, в ходе которого выяснили, что в 2020 году объем рынка каршеринга повысился на 9% и достиг 22,4 млрд руб. При этом количество поездок за год снизилось с 78 млн до 70 млн, в основном из-за весенней приостановки работы сервисов во время пандемии.
«С точки зрения логики этот проект хорошо укладывается в систему мобильности города: в тот момент, когда человеку не нужен автомобиль, им смогут воспользоваться другие люди, что позволит снизить размер общего автопарка в Москве», – сообщила Лориана Сардар, соосновательница компании BelkaCar.
Исполнительный директор Российского союза автостраховщиков Евгений Уфимцев считает, что если автомобилист захочет принять участие в «народном каршеринге», то он должен будет оформить на машину ОСАГО для неограниченного круга лиц, при этом стоимость страховки будет выше, чем для обычного авто. Это можно объяснить тем, что зачастую ДТП с участием каршеринга происходят чаще, чем с личными автомобилями. При этом в случае аварии при превышении лимита по ОСАГО потерпевшие могут предъявить претензии как водителю ( пользователю сервиса), так и владельцу машины.