Щедрый меценат Савва Мамонтов
Имя этого человека стало символом русского меценатства, подлинного служения отечественному искусству. Создатель Русской Частной оперы и уникального творческого содружества, вошедшего в историю русской культуры под названием Мамонтовского, или Абрамцевского Художественного кружка.
Савва Иванович Мамонтов – выдающийся деятель русской культуры и промышленности, владелец подмосковной усадьбы Абрамцево, строитель железной дороги Москва – Ярославль. Он был исключительно яркой и оригинальной личностью.
Окончив в 1860 г. Московскую гимназию, Савва, особо не утруждая себя, учился на юридическом факультете Московского университета. Все свое время студент посвящал пению и театральному кружку, которым руководил драматург А.Н.Островский. От греха подальше отец, Иван Федорович, забрал сына из университета и отправил его в Баку, где тот занялся добычей нефти и торговлей.
Через год И.Ф.Мамонтов привлек отпрыска к строительству железных дорог. Но и на посту руководителя центрального отделения товарищества Московско-Троицкой железной дороги Савва не забросил театральное искусство; а когда отец отправил его на лечение в Италию, брал уроки вокала (у него был приличный бас) и живописи.
В 1876 г. Мамонтов выиграл тендер на проведение Донецкой каменноугольной железной дороги и через шесть лет построил её. Строили на его деньги наемные люди, руководимые учителем Саввы – Ф.В.Чижовым. Мамонтов же был незаменим в части идей, согласованных «на верхах» и вообще был магнитом, притягивавшим к себе одаренных людей.
Строительство дорог принесло Мамонтову огромное состояние, которое он легко и щедро расходовал на меценатство. Такая «бездарная» трата капитала нажила ему немало недоброжелателей.
Началом же благих дел послужила покупка в 1870 г. обветшавшей подмосковной усадьбы писателя С.Т.Аксакова в Абрамцеве. Отремонтировав и обустроив усадьбу, он построил для гостей флигели, а для крестьян «Культурный поселок» с больницей и школой со столярной мастерской, воздвиг церковь Спаса Нерукотворного Образа. Вскоре дом Мамонтовых, располагавший к приятному отдыху и творчеству, стал центром художественной жизни России. К хлебосольным хозяевам зачастили люди искусства, задерживаясь надолго. Кто-то спасался здесь со своей семьей по бедности, кто-то истово трудился.
В 1887 году В.А. Серов написал в Абрамцеве свой самый знаменитый портрет «Девочка с персиками». Редко какое произведение российской живописи обладает столь счастливым сочетанием профессионального артистизма и живого непосредственного чувства. Впечатлениями от природы и обстановки абрамцевского дома проникнуты картины Васнецова – «Аленушка», «Иван-царевич на Сером волке», «Богатыри».
Так родился «Абрамцевский художественный кружок», эпицентром которого был «Савва Великолепный». Деятельность этого объединения положила начало русскому модерну в архитектуре; открыла новую страницу в истории русского декоративно-прикладного искусства; возродила русские народные ремесла. Были открыты вышивальная, керамическая, столярно-резническая мастерские. Все это, включая экспедиции художников в города и веси Севера, оплачивал Савва Иванович.
Встретив на Нижегородской ярмарке Федора Шаляпина, певца «с приличным, но совершенно неотесанным голосом», Савва Иванович тут же пригласил его в свой театр. «Не знаю, был бы ли я таким Шаляпиным без Мамонтова», – писал много лет спустя великий бас.
Художественный критик того времени Я.А.Тугенхольд писал о Мамонтове: «Другие коллекционировали искусство, он же его двигал».
Но искусство требует жертв. Безграничная щедрость (по слухам, Мамонтов потратил на театр 3 млн рублей) привела мецената к краху – состояние растаяло как дым, коммерческие предприятия требовали очередных финансовых вливаний. В 1899 году он потерпел полный финансовый крах, который сопровождался арестом и конфискацией дома на Садовой. Он пережил расставание с большей частью коллекции, проданной с аукциона, и горечь утраты близких людей.
В конце жизни Мамонтову уже было не вернуть ни денег, ни здоровья. Последние годы Савва Иванович, затянув пояс, жил в небольшом деревянном доме, трудился в гончарной мастерской. Скончался Мамонтов в Москве, но похоронен в Абрамцеве у Спасской церкви. Смерть его прошла незамеченной.
За материал спасибо Библиотеке им. В.В. Розанова