Почему Николая Васильевича Склифосовского называли человеком с золотыми руками?
«Склиф», у «Склифа» – эти расхожие фразы частенько встречаются в разговорах. Это один из крупнейших медицинских центров Москвы, который настолько известен и популярен среди россиян, что длинную фамилию Склифосовского сократили до домашнего – «Склиф».⠀ ⠀
Так кто же был тот человек, Николай Васильевич Склифосовский?⠀ ⠀
Николай был у родителей девятым ребенком из двенадцати детей. Отец выучил детей грамоте и приобщил к чтению, но дать какое-нибудь образование не мог – материальное положение семейства ухудшалось. И в конце концов, на семейном совете было принято решение отправить младших ребятишек в приют. Так Коля оказался в Одесском сиротском доме.⠀ ⠀
Учение стало для мальчика отдушиной и целью – победить неласковую судьбу. Он закончил с серебряной медалью Одесскую гимназию, что дало ему право на льготы для поступления в университет. Самостоятельно изучив труды основоположника военно-полевой хирургии Н.Пирогова и блестяще закончив медицинский факультет в 1859 г., он устроился в хирургическое отделение одной из городских больниц Одессы. Эта должность позволила ему обрести финансовую самостоятельность после стольких лет нужды.⠀ ⠀
В больнице он проработал десять лет, набравшись основательного опыта. На два года был командирован за границу, где познакомился с применением наркоза эфиром и хлороформом и основами антисептики. Эти методы только начинали свой путь в медицине. До применения наркоза все, даже самые сложные операции, длились не дольше двух-трех минут, чтобы избежать смертельных последствий болевого шока. Среди хирургов выработались настоящие виртуозы, способные любую операцию провести буквально за считанные секунды.⠀ ⠀
К сожалению, отсутствие стерильности при операциях часто приводило к печальным итогам. Склифософскому принадлежит заслуга внедрения в русскую хирургическую практику антисептики, то есть активного обеззараживания с помощью химических средств. Лет через пятнадцать этот метод уступил место более прогрессивному – асептическому. Стало понятно, что применяемые для очистки ран карболовая кислота и сулема воздействовали не только на бактерии, но и на живые ткани организма. Гораздо эффективнее можно решать эти проблемы, например, кипячением или воздействием пара под повышенным давлением. Это уничтожало не только микробы, но и все виды спор.
Теперь воздействию высокой температуры стало подвергаться все, что употреблялось при ведении операции: повязки, халаты, перчатки, инструменты. Для обработки рук стали использовать химрастворы.
Чтобы внедрить антисептический метод в России, нужен был крайне сильный авторитет. Именно Склифософскому принадлежит огромная заслуга внедрения в практику врачей-хирургов принципов антисептики и асептики. Один из современников иронически говорил : «Не смешно ли, что такой крупный человек, как Склифософский, боится таких мелких творений, как бактерии, которых он не видит!».
Николай Васильевич применял на практике войны эти методы, работая в лазаретах Европы и России. Оказываемая хирургом помощь нередко проходила под вражескими пулями и грохотом канонады, так что рисковал он не меньше солдат на передовой. Через его руки прошла не одна сотня пострадавших в боях. Он разработал принцип приближения медицинской помощи к месту боя и ввел широкое употребление гипсовых повязок как средство иммобилизации при ранениях конечностей.
В 1923 году советское правительство за заслуги перед Отечеством присвоило имя Склифосовского Московскому институту скорой помощи.⠀ ⠀
Первый брак Николая Васильевича закончился печально. Жена, которую он очень любил, умерла от тифа в двадцать четыре года, оставив троих малышей. Склифософский оказался бессилен перед личной трагедией.
В его доме работала гувернанткой Софья Александровна, молодая женщина, умевшая отлично ладить с детьми. Со временем ей удалось стать другом не только детям, но и самому знаменитому доктору, через какое-то время они поженились. Их брак оказался на удивление счастливым и прочным. У них родилось четверо детей. Софья Александровна умела управляться с хозяйством, понимала супруга с полуслова и никогда не проводила черты между детьми от первого брака и своими.
Принципы организации помощи раненым, заложенные Склифософским, оказались востребованы и в годы Великой Отечественной войны.
Николай Васильевич блестяще владел техникой операций. Многие неизлечимые болезни тех лет он перевел в разряд излечимых, и даже выдающиеся хирурги с благоговением отмечали какие у Склифосовского «золотые руки». На памятнике ему, на русском и латинском языках высечена надпись: «Светя другим, сгораю сам».
Материал взят из инстаграма библиотеки им. Розанова: https://www.instagram.com/rozanovlib/