Старинный и интересный проспект Красной Армии
История проспекта Красной Армии
Первые упоминания о нынешнем проспекте Красной Армии, как о целой части города, относят к середине 18 века. В то время проспект назывался Большедорожной улицей, которую разделяли на Московскую и Переславскую половины.
«Большедорожная улица» исходя из своего названия, наиболее точно показываетзначимое положении на страницах истории Сергиева Посада, прежде всего как главная транспортная артерия. Некоторые её называли хребтом или даже остовом Сергиева Посада, потому что через неё и, соответственно вокруг лавры разрасталась главная часть городских кварталов. Для того чтобы убедиться в этом, стоит всего лишь обратиться к карте города. Улица Большедорожная является одной из старейших в Посаде. Она появилсь не позже первой половины 15 в., при этом образуя собой часть дороги из Москвы в Переяславль, а ещё данная дорога проходила через Сергиев монастырь.
С давних времён Большедорожную улицу при надобности разделяли на Московскуюю и Переяславскую части с целью удобства в ориентировании. Впоследствии эти улицы полчили названия Московская Большедорожная и Переяславская Большедорожная. Разделяла их Красногоская площадь.
Большедорожная улица оставалась неповторимой замощенной улицей во всём Посаде в 18 — первой половине 19 веков. Проезжая часть улицы и тротуары выкладывались брёвнами, обтёсанными сверху и составляла она 6-7 сажен. В обязанности владельцев, у которых дома стояли на этой улице, входило обязательное её содержание. Чтобы эту обязанность исполняли должным образом, власти осуществляли различные меры принуждения. Летом 1783 года им пришлось применить меры относительно служителей лавры, проживающих на Переяславской улице, которые не захотели «мостить мосты» против своих дворов.
В 1838 году случился пожар на Переяславской части Большедорожной улицы, в результате чего она полностью выгорела и впоследствии её заново восстановили.
В дальнейшем, летом 1845 года всю Большедорожную улицу при строительстве шоссе между Москвой и Переяславлем полностью замостили плотно утрамбованным песком и щебнем. Вероятно, в это время улица получила название шоссе. В это время содержание шоссе, взяло в свои руки государство.
По решению государства, в 1883 году было решено переложить содержание шоссейных дорог в черте городов Московской губернии на счета самих городов. Вот как власти оценили состояние переданного им шоссе: «мостовая по бокам шоссе во многих местах поломана, два проездных мостика ветхи и негодны для проезда. Треть мостовой замощена камнем из брака кремнистым и дресвяным, к тому же мелким». К сожалению, вернуть содержание шоссе на государев счёт так и не вышло.
Со временем названия «шоссе» и Большедорожная улица вышли из лексикона, но при этом появились названия Переяславская и Московская улицы.
С началом 20 века, эти две улицы так и остались удерживать оживлённую транспортную артерию города. Ведь не просто так вдоль этих улиц возводили большинство каменных домов, открывали питейные и торговые точки. Как ни странно, но число данных заведений заметно увеличивалось по ходу приближения к Красногорской площади.
Во время важных государственных и церковных праздников части Московской и Переяславской улиц разгорались гирляндами и трёхцветными российскими флагами. По проезжей части извозчики торопились доставить богомольцев в лавру или к пещерам Черниговского скита, а по улицам прогуливалась модно одетая публика.
Новейшее время подарило новые праздники. В октябре 1905 года местные гимназисты прошлись по Московской и Переяславским улицам, они стали участниками одной из первой в жизни Посада демонстрации. Под красным флагом демонстрантов красовался лозунг «Свобода! Конституция!», но к сожалению завершить пикет мирно так и не удалось. Всё закончилось дракой её участниками с горожанами, притом большинство митингующих остались с увечьями. Когда привычный всем Сергиевский посад вдруг переименовали в Сергиев, а после чего в Загорск, массовые демонстрации под красным знаменем только усилились.
К большому огорчению, большинство зданий 19 — начала 20 в., ставшие символом некогда Большедорожной улицы, были сломаны при реконструкции в 1950-х-60-х годах.
Особенно сильно пострадала старинная застройка Переяславской улицы, вдоль которой на месте бывших лаврских огородов была организована новая административная площадь города.
К снесённым старинным постройкам середины 20 века, можно найти объяснение. Во-первых эти действия можно частично оправдать потребностью развития города в интересах его жителей. Сейчас основными интересами горожан выступает сохранение старинных зданий некогда прошлой Большедорожной улицы помилованных людьми и временем. Если посмотреть, то некоторые отдельные части Большедорожной улицы по прежнему передают облик старинного Сергиева Посада.
Когда Московская, Переяславская и Большедорожная улицы стали одним целым проспектом?
В 1934 году Подмосковье, с невероятными усилиями, начало постепенно становится из «края ситцевого» в «край пара и электричества». Так чаша индустриализации коснулась и нашего города. Городу грезились планы строительства гигантского оптического завода и тут же утвердили генеральный план реконструкции и прогресса Загорска, исходя из которого, город должен получить «главную улицу».
Как думаете, кто ей стал? Конечно же, бывшая Большедорожная. Согласно решению горисполкома от 23 февраля 1934 года, было написано: «В ознаменование XVI годовщины РККА проходящие в г. Загорске ул. Московская и Переяславская переименовать в Красно-армейский проспект».
Имя главной улицы в 1937 году изменилось на проспект Красной Армии. В то время, исходя из расширения главной артерии города, было решено осуществить снос Пятницкой и Введенской церкви «на Подоле». Но как оказалось, сносу не было суждено осуществиться и они стоят и по сей день.
В 1941 году рынок был перенесен на новое место, а торговым рядам не повезло — их снесли в 1968. Но стоит отметить, что они успели простоять дополнительные два года ввиду осуществления съёмок фильма «Братья Карамазовы».
Современное время требовало новейших зданий. И уже в 1935 году на месте бывших сгоревших Белых торговых рядов 1919г., которые остались не тронутыми после пожара на протяжении полтора десятка лет, возвели здание Института игрушки, а ещё выделили площадь под Республиканскую школу киномехаников звукового кино и даже кинотеатр. Несмотря на это, новейший кинотеатр «Мир» принял вызов от старого «Горкино», только в 1960 г., в наши дни, на месте данного кинотеатра сейчас располагается автостоянка. Преемником школы киномехаников стал киноколледж (Сергиево-Посадский филиал ВГИКа), который отметил новоселье в 1948 году.
7 ноября 1954 года в праздничной обстановке открыли Дворец культуры построенный по проекту архи- тектора Н.А.Метлина, который вмещал в себя два зала. Но с мая 1961 он стал гордо носить имя Ю.А.Гагарина.
Проспект Красной Армии — проспект контрастов, где еще чудом сохранились отголоски старого Сергиева Посада, примеры великого архитектурного вкуса и парадоксов, когда памятник революционеру В.Загорскому (Лубоцкому) соседствует с храмом Вознесения. Тут присутствуют немало культовых мест, без которых немыслимо вообразить наш город: Музей игрушки, импозантные бывшие доходные дома Лавры, которые еще часто по советской привычке зовут «Домами Советов», старый военкомат с мемориальной доской в память о наших земляках-участниках Великой Отечественной войны, библиотека имени А.Горловского, здание Сергиево-Посадского филиала ВГИКа.
Старинные дома Посада — словно люди, со своей индивидуальной чертой: богатый дом мещан Гагинских с затейливой резьбой на втором этаже, со слуховым окном, очертаниями и ажурной резьбой напоминающим девичий кокошник.
Если перемещаться из начала в конец проспекта Красной Армии, то создаётся ощущение что ты путешествуешь по истории города и страны. Но при этом стоит не забывать, что он еще и «Большедорожная», так как начинается от Московского шоссе и вливается в шоссе Ярославское.
Большую роль в Сергиевом Посаде играли образовательные учреждения. Во второй половине 19 века отношение жителей Сергиев Посада к светскому образованию изменилось. В результате на противоположной стороне от Вознесенской церкви, вдоль Большедорожной улицы, в бывшем жилом доме было устроено начальное училище.
А в начале 20 столетия на краю горы Волкуши, у спуска Большедорожной улицы к Кончуре, было возведено городское реальное училище. В настоящее время там находится музей игрушки. Перечисленные здания не только украсили Московскую часть Большедорожной улицы, но и сформировали административный центр старого Сергиевского Посада. Украшением Переяславской части Большедорожной улицы стало двухэтажное торговое здание, построенное городом в 1881 году напротив Белого пруда. Позднее на его верхнем этаже разместилась женская гимназия.
До 1917 года в Сергиевом посаде существовало две казенные гимназии — мужская и женская, в которых учились дети купцов и зажиточных горожан. В последствии были образованы: частная гимназия Цветковой, городское 4-классное училище, духовная академия, открытая в октябре 1814 года, и две церковноприходских школы.
Мужская гимназия
Перед вами двухэтажное здание. Именно здесь располагалась первая мужская Гимназия города. Она была построена в 1876 году на деньги местного купца Мамаева. Ходят слухи, что Мамаев для того чтобы хватило средств, будто бы продал секрет знаменитой «мамаевской» колбасы, на которой и сделал состояние. Построенный новый учебный корпус вдвое увеличил площадь 4-х классной прогимназии и позволил превратить её в 6-ти классную, а позднее в полную 8-ми классную гимназию. В общей сложности, эта сумма была сопоставима с доходной частью бюджета Сергиева Посада. Но вот в чём интерес… Этот поступок стал известен императору и он наградил Мамаева орденом Святого Станислава 2-ой степени. Одним из педагогов гимназии были построены квартиры, с отдельной лестницей в отдалённом крыле здания. До 80-х годов они жили прямо в здании.
После революции женская гимназия, претерпела некоторые изменения в правописании и даже стала включать в себя совместное обучение мальчиков и девочек, но в конце 1943 года снова обрела женское лицо.
Женская гимназия
В 1943-1944 годах, появляется мужская школа. После окончания войны в школу приходят учителя-фронтовики. Преподаватель военного дела, фронтовик, Илья Бенционович Мачерет, сумел вывести на высокий уровень трудовое воспитание. И учителя, и ученики школы имени РККА обладали силой духа, постоянно и с упорством, велась работа над собой.
Воспоминания жителей:
«Помню, как моя пробабушка рассказывала мне, что когда она училась с подругами в женской гимназии, к ним постоянно бегали мальчишки из мужского училища. Бегали часто…» — вспоминает жительница города Ольга.
Проспект в наши дни
В наше время въезд на проспект Красной Армии со стороны Москвы, сразу за путепроводом, открывают два больших пятиэтажных дома, построенные друг против друга в 60-х годах 20 века. В старину никакого особого оформления въезда на Большедорожную улицу не было. Оно появилось лишь к началу 19 века, вскоре после учреждения в 1782 году Сергиевского Посада.
Проспект Красной Армии обрел свое нынешнее имя в 1934 году. Его прежний «патриархальный» облик с двухэтажными особнячками вдоль всей улицы был практически утрачен в результате реконструкции 1960-70 годов. Сегодня это современная городская улица.
Главной достопримечательностью проспекта Красной Армии является Сергиево-Посадский государственный историко-художественный музей-заповедник.
История знаменитого музея начинается в 1917 году. После того как отгремела «великая революция» Троице-Сергиева лавра превратилась в историко-архитектурный музей — Монастырь закрыли, а церковную утварь, книги, картины, иконы описали и превратили в экспонаты современного Сергиево-Посадского музея заповедника. Долгие годы экспозиция пополнялась уникальными предметами древнерусского творчества.
С годами музей-заповедник становился одним из самых полных и лучших собраний народного искусства в стране. Были отреставрированы помещения памятника архитектуры 18-20х веков — Конный двор. В данных помещениях разместились экспозиции народного и декоративно-прикладного искусства. В 1992 году по распоряжению президента музей-заповедник отнесли к особо ценным объектам национального и культурного наследия России. Отныне он перенесён с территории монастыря в бывшее здание банка в центре города.
Отзывы туристов:
«По правую сторону от Лавры, прямо вдоль дороги есть так называемый «Белый пруд», туда мы часто приезжаем с ребёнком, чтобы покормить его обитателей. На нём живут утки и белые лебеди. На берегу всегда много голубей, ради которых сюда часто приходят детки, чтобы покормить птиц с руки. Они охотно садятся на руки, плечи и даже голову ради лакомства в виде хлеба, семечек или пшена. А ещё нам нравится посещать исторический музей, который находится напротив Белого пруда. Очень хороший музей. Рекомендую и взрослым, и детям. Для детей очень интересные экскурсии, заставляющие думать. Разрабатывает их научный сотрудник музея Тимофеева Татьяна Николаевна. Сходите! Не пожалеете!» — рассказала Мария.