Загорский эксперимент
А вы знаете, что интернат для слепоглухих в Сергиевом Посаде имеет интересную историю? Что там проходил уникальный эксперимент, за успешный итог которого были присуждены две Государственные премии СССР?
Но давайте по порядку...
В начале 1970 года два профессора решили провести эксперимент, целью которого было дать слепоглухим детям полноценную и интересную жизнь, и доказать, что они способны учиться наравне со здоровыми сверстниками.
Один профессор взял на себя организацию лаборатории по изучению и воспитанию слепоглухих детей, а второй написал программу общего образования и организовал интернат в Загорске, воспитанники которого и приняли участие в эксперименте.
Ими стали:
• Юрий Лернер – в 4 года потерял зрение, а к 7 годам лишился слуха. Поступил на обучение в интернат в 17 лет.
• Сергей Сироткин – с рождения был тугоухий и слабовидящий, полностью ослеп к 5 годам. На обучение в интернат поступил в 14 лет.
• Наталья Корнеева – в 2 года были обнаружены нарушения слуха, к 9 годам полностью лишилась слуха. Поступила на обучение в интернат в 13 лет.
• Александр Суворов – полностью ослеп в 3 года, в 11 лет потерял слух. На обучение в интернат поступил в 11 лет.
Александр Мещеряков, Наталия Корнеева, Александр Суворов
Участие в исследовании также принял философ Э.В. Ильенков, который хотел доказать, что для развития человеческой психики необходимо обучение человеческим способам владения предметами и развитие речи, тогда индивиду будут открыты все возможности интеллекта.
Ребята обучались в интернате 7 лет, где прошли программу старших классов. Они были приняты в комсомол, вели активную общественную деятельность, а в 1971 году поступили в МГУ на психологический факультет, успешно сдав экзамены наравне со сверстниками.
Читальная машина Соколянского (телетактор)
Для обучения в институте им предоставили особые условия: ребята ходили на лекции вместе с личными переводчиками, которые переводили все слова лектора на дактильный язык. Т
акже переводчики помогали им в освоении литературы, перепечатывая её на шрифт Брайля. Для общения на семинарах между собой и со зрячеслышащими студентами использовался телетактор – прибор, в котором печатный текст мог переводиться в брайль и наоборот.
Шрифт Брайля
Участники эксперимента успешно окончили университет, правда, на год позже, чем обычные студенты, но некоторые продолжили научную карьеру:
- Юрий Лернер – стал скульптором, работал в Загорском интернате
- Сергей Сироткин – стал кандидатом философских наук и занимает несколько серьезных должностей
- Наталья Корнеева – счастливо вышла замуж, реализовала себя как мать и жена. При этом работает научным сотрудником в Психологическом институте РАО
- Александр Суворов – стал доктором психологических наук, также занимает несколько серьезных должностей
А теми профессорами, которые дали этим людям полноценную и счастливую жизнь стали профессор Иван Афанасьевич Соколянский и профессор Александр Иванович Мещеряков.
Итог эксперимента:
Другими учеными успех Соколянского и Мещерякова был встречен с нескрываемой завистью. На профессоров накинулись с резкой критикой.
В качестве аргументов приводили то, что дети родились нормальными и только потом лишились зрения и слуха, т.е. исследование нельзя считать достоверным. Но позже время расставило все по своим местам. К сожалению, с опозданием.
Помощница И.А. Соколянского Ольга Ивановна Скороходова - первый в мире слепоглухой научный сотрудник, автор ряда научных работ о развитии и воспитании слепоглухих детей
Интересные факты:
- В 1981 году Ивану Соколянскому и Александру Мещерякову посмертно была присуждена Государственная премия СССР за создание научной системы обучения слепоглухих детей
- Помощницей И.А.Соколянского была его воспитанница Ольга Скороходова. Она стала первым слепоглухим научным сотрудником в мире.
Александр Иванович переводит телефонный разговор Ольге Ивановне Скороходовой
- Группа «Помни Имя свое» посвятила Скороходовой композицию «Иные»
- В 105-летний юбилей Ольги Ивановны на странице поисковика Google появился праздничный логотип-дудл
- Известной воспитанницей Соколянского была Юлия Виноградова, чьё обучение, начатое в 1955 году, пошло столь успешно, что Соколянский смог демонстрировать её на заседании учёного совета Института и на Всесоюзном совещании психологов
- работы специалистов переведены на все европейские языки, а также на китайский и японский
Изобретения И.А. Соколянского
И.А. Соколянский увлеченно работал над созданием специальных технических средств, среди которых:
- Телетактор – прибор, с помощью которого можно было общаться со слепоглухонемыми, «Читальная машина», за которую И.А. Соколянский был награжден Золотой медалью ВДНХ СССР в 1960 году,
- «Дактилятор» – прибор для одновременного контакта с любым количеством слепоглухих. «Мобильограф» – прибор для записи двигательных непроизвольных реакций у слеполухих детей, «Неоновый фотоскоп для глухих» (Брайлевский экран) и другие.
Продолжение следует.