Православная Золотая Орда
Христианство в Среднюю Азию и Казахстан пришло раньше, чем ислам, и просуществовало здесь более 1000 лет.
По свидетельству Бируни, уже через 200 лет после Рождества Христова в Мерве (ныне г. Мары в Туркмении) появились первые христианские общины. В VI веке христианство стало распространяться среди тюрков Средней Азии. Об этой эпохе современники говорят как о массовом переходе в христианство целых тюркских племен.
В 1246 году христианство стало государственной идеологией Монгольской империи. Латинство и ислам были объявлены недружественными религиями. Сын Батыя, Сартак принял православие и женился на дочери Александра Невского. Православие принял и двоюродный брат Сартака, сын первого мусульманского хана Золотой Орды Беркая, который известен в истории церкви под именем Петра Ордынского.
Христианского происхождения был и хан Золотой орды в период ее расцвета - Узбек-хан. Ислам он принял только став ханом. Его попытка ввести ислам в качестве государственной религии встретила сопротивление ордынской аристократии. Лидеры оппозиции Тунгуз, Таз и эмир Сарая Кутлуг-Тимур заявили Узбеку: «Ты ожидай от нас покорности и повиновения, а какое тебе дело до нашей веры и нашего исповедания и каким образом мы покинем закон и устав Чингисхана и перейдём в веру арабов?» Однако, приверженцы старомонгольской партии — эмиры и царевичи — были казнены. Сообщается о казни 120 чингизидов.
В начале VIII века между реками Амударья и Сырдарья прочно утвердилось арабское господство. Арабы исповедовали воинственный ислам, и влияние христианства в оазисах Средней Азии начинает слабеть.
В начале XIII века Семиречье и Восточный Туркестан покорили монголы. Они, как шаманисты, относились с одинаковым уважением к мусульманству, буддизму и христианству. Распространение и утверждение христианства в Туркестанском крае продолжалось до XIV века, до принятия монголами ислама. В ХVI-ХVII веках христианство в крае постепенно замирает. Достоверно известно, что и в первой половине ХVIII века ислам не был религией казахов.
После присоединения казахских жузов к России, русские цари стали активно поддерживать ислам в степи. Был образован муфтиат, повсеместно строились мечети. В Казахстан по личному распоряжению российской императрицы Екатерины II направлялись подготовленные муллы, в основном татары. Печаталось и распространялось большое количество мусульманской литературы на татарском языке.
Современный ученый М. Барманкулов изумленно восклицает: «Оказывается, еще в IV-VI веках в центральноазиатском Семиречье христианство было развито настолько сильно, что христианские молитвы переводились на тюркский язык. А ведь это на пять веков раньше, чем пришло на Русь Православие!.. Каким же считать религиозное наследие казахов – мусульманским или христианским? По вере отцов – мусульманским? Или по вере отцов этих отцов – христианским?»