Расследования
12:15, 6 февраля 2019 г.

Подлинная история Матрешки. Часть вторая: Сергей Малютин

Расследования

Начало - часть первая

Практически везде автором росписи первой Матрешки признается художник Сергей Васильевич Малютин.

Но на основании чего?

Нет ни одного доказательства причастности Малютина к матрешке. Вообще ни одного.

Нет ни эскизов, ни упоминаний современников о хоть какой либо связи Матрешки с Малютиным.

И сам Малютин никогда об этом не говорил.

Может быть он был просто очень скромным?

Из воспоминаний хорошо знавшей его Марии Клавдиевны Тенишевой:

«Характер у него был тяжелый. Он решительно нигде и ни с кем не мог ужиться. Болезненная подозрительность, обидчивость и самолюбие не давали ему покоя. Он подозревал всех своих помощников в том, что они заимствуют его рисунки и могут выдать за свои, всегда на кого-то жаловался и всегда считал себя обиженным».

При этом Сергей Васильевич постоянно пополнял и бережно хранил свой архив этюдов, эскизов, зарисовок. Никаких намеков на матрешку в архиве нет.

Я не поленился, и выписал книгу воспоминаний А. В. Абрамовой, близко знавшей семью С. В. Малютина более 25 лет. Несколько раз ее перечитал. И не нашел там даже слова «матрешка».

.

Не подтверждают авторства Малютина и музейные работники.

Вот, например, выдержка из официального ответа на мой запрос от Государственного Исторического Музея, что на Красной Площади: «Матрешка «Крестьянка с петухом», хранящаяся в отделе дерева и мебели Исторического музея и опубликованная на сайте музея, была приобретена у Иванова В.С. в 1951 г. (во время Загорской экспедиции). Со слов владельца участниками экспедиции было зафиксировано, что она выполнена в мастерской братьев В.С. и П.С. Ивановых (Сергиев Посад), вероятно по эскизу Сергея Малютина токарем Звездочкиным в начале XX в. Этот предмет не являлся объектом специального исследования сотрудников музея и документальных подтверждений устоявшейся атрибуции нет. Имеющаяся атрибуция не противоречит известным из других источников фактам, однако имена всех участников проекта остаются под вопросом».

Я связался с внуком Малютина, который везде пишет, что это его дед придумал матрешку. Попросил предоставить хоть какие-то доказательства. Он предоставить ничего не смог. Ни в одном из музеев, ни у одного коллекционера нет ни одной Матрешки, которой можно приписать авторство Малютина.

Погодите - удивитесь вы вместе со мной - как же так, почему тогда Малютина считают соавтором, а часто и главным автором Матрешки?

Часть авторов считает, что наличествует некоторое сходство манеры письма, художественной стилистики, и т.д. Назвать это серьезным аргументом сложно. А почему, например, не художник Борис Васильевич Зворыкин, который оформлял книги для А.И. Мамонтова? Или не Васнецов, Билибин, Курдюмов, Бем, Шехтель, Ягужинский, и т.д.? Русским стилем тогда увлекались многие.

Может быть дело в том, что Малютин с юношеской страстью принял Октябрьскую революцию, и назвал большевиков «носителями правды и счастья»? И большевики это оценили. При содействии Главполитпросвета Малютин создает Общество художников революционной России. Задачей Общества было «художественно-документально запечатлеть величайший момент истории в его революционном порыве». Художники активно изображали быт Красной Армии, рабочих, крестьянства, деятелей революции и героев труда. Авангард и все другие течения были объявлены «вредными измышлениями». Это объединение революционных художников с первых дней существования заручилась покровительством и солидной материальной поддержкой со стороны руководства Красной Армии, и лично К. Ворошилова.

Малютин писал много портретов революционных деятелей. Одной из самых известных работ считается портрет Д.А. Фурманова, легендарного комиссара Чапаевской дивизии.

В 1924 году Малютин пишет картину «Ленин на смертном одре» на базе этюда «Ленин в гробу», написанного им в Колонном зале Дома Союзов непосредственно у тела В.И. Ленина. Когда Н.К Крупская увидела её на закрытой выставке-отборе, она разрыдалась. На членов отборочной комиссии полотно тоже произвело впечатление, причём такое сильное, что они рекомендовали картину «Ленин на смертном одре» в экспозиции выставок не включать. Я попытался найти эту картину, но она хранится в запасниках, и в сети ее изображения нет.

Как видите, С.В Малютин был вполне оценен и обласкан советской властью. И кому как ни ему - а не какому-нибудь эмигрировавшему Зворыкину - можно было доверить честь стать автором Матрешки. Которым он не являлся.

Что же насчет лишенного избирательных прав (советской же властью) токаря Василия Звездочкина?

Продолжение следует в третьей части

© И. А. Блюм, 2019

Перепечатка материалов разрешена только с активной ссылкой на sergievgrad.ru

#Сергиев Посад #матрешка #расследования #факты #история Сергиева Посада
Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите ctrl+enter
Этот сайт использует «cookies». Также сайт использует интернет-сервис для сбора технических данных касательно посетителей с целью получения маркетинговой и статистической информации. Условия обработки данных посетителей сайта см. "Политика конфиденциальности"