Подлинная история Матрешки. Часть третья: Василий Звёздочкин
Продолжение, третья часть:
«При сем Вашему Царскому Величеству доношу, что я здесь таких токарных мастеров, которые превзошли российских мастеров, не нашел и чертежи махинам, которые Ваше Царское Величество приказал здесь сделать, я мастерам казал, и оные сделать по ним не могут... Также и инструмент к тому подлежащий сделал и тот инструмент и пробу работе моей я не премину в кабинет Вашего Царского Величества прислать на кораблях», - писал Андрей Константинович Нартов из Англии Петру Первому.
А.К. Нартов, механик Петра Первого, в 1717 году изобретает оригинальный токарно-копировальный и винторезный станок с механизированным суппортом и набором сменных зубчатых колес. По сути это был первый в мире автоматизированный токарный станок. Он на 80 лет опередил Генри Модели, которому незаслуженно приписывают это изобретение в 1797 г. Изобретение Нартова освободило руки токаря. Как вы понимаете, электричества тогда не было, и станки работали от ножного привода.
Станок Нартова в Эрмитаже
Токарное ремесло очень увлекало Петра Первого. В 1718 году он выслал прусскому королю Фридриху-Вильгельму I в подарок токарный станок Нартова, бокал собственноручной работы, и самого Нартова для обучения короля работе на станке. Ничего подобного тогда в Европе не было. В Париже в Национальном хранилище искусств и ремесел стоит русский токарно-копировальный станок, на котором Нартов демонстрировал свое искусство президенту Парижской академии наук Биньону. Биньон написал в связи с отъездом Нартова из Парижа письмо Петру I, в котором говорил о «великих успехах», достигнутых русским новатором «в механике, наипаче же во оной части, которая касается до токарного станка». Об изделиях, изготовленных Нартовым на русском токарном станке, привезенном в Париж, Биньон написал: «Невозможно ничего видеть дивнейшего!».
Петр Первый в Депфорде в 1698 году. Портрет конца XVII века.
К слову, Нартов первым изобрел и оптический прицел, положивший начало истории военной оптики.
В Петербурге с конца 17 века работала дворцовая мастерская «Токарня», которая была лучшей мастерской в Европе среди подобных заведений. В ней было 27 станков. В аристократических кругах того времени токарное искусство считалось «благородным» видом художественного ремесла.
В 1765 году в России было организовано «Императорское Вольноэкономическое Общество» (ИВЭО). Специальное отделение этого общества занималось организацией и развитием всей промышленной и ремесленной деятельности. Хозяева имений стали устраивать производства, некоторые из которых в будущем стали кустарными промыслами.
Вполне возможно, что — в русле этих веяний — начало производству игрушек в Вороново положил знаменитый граф Федор Васильевич Ростопчин, генерал-губернатор Москвы во время наполеоновского нашествия, руководитель внешней политики при императоре Павле. В 1800 году он покупает в Подольском уезде село Вороново. В 1812 году, при приближении французов к имению, собственноручно поджигает усадьбу, в которой было много картин, бронзы, серебра, хрусталя, уникальной мебели. С 1814 по 1822 годы находится за границей, в 1823 году возвращается в Россию.
В 1879 году начала свою работу Комиссия по исследованию кустарной промышленности, на первом заседании которой прозвучали такие слова: «Предстоит представить те ветви народного труда, которые почти никогда еще не участвовали на выставке. Между тем, как по числу занятых рук, так и по тем заработкам, которые доставляет крестьянам средней России кустарная промышленность, она имеет первенствующее значение».
В 1879 году земские статистики насчитали в Вороновской и Красно-Пахорской волостях 111 мастеров, занимавшихся производством токарной игрушки. В это время токари точили яйца, мелкие рюмочки, чашечки, графинчики, грибки, баночки, подсвечники. Тут же на станке игрушки полировались в разные цвета. За неделю токарь мог сделать около трехсот графинчиков, рюмочек, грибков, выручая за все это от 3 рублей до 3 рублей 15 копеек. Правительство всячески поощряло кустарную промышленность. С 1879 по 1899 год количество токарей увеличилось до 347. Токарный промысел здесь процветал, и вскоре в сорока селениях работало около тысячи кустарей.
В Сергиевском Посаде в 1880 г. насчитывалось 322 игрушечные мастерские, из них 28 занимались изготовлением токарных игрушек. Лидируя среди городов губернии по количеству ремесленных заведений, Сергиевский Посад превосходил их и по числу ремесленников. В 1879 г. среди мужского населения Посада, согласно земским статистикам, ремесленников насчитывалось 1742 человека. В 1879 г. игрушечников в Посаде насчитывалось 782 человека. Если к ним прибавить живописцев, чеканщиков, фольговщиков, сусальщиков и токарей, то получится, что производством игрушек, икон и сувениров занималось до 900 человек, или более половины всех ремесленников города, а вместе с их семьями – до половины всего коренного населения Сергиевского Посада. По числу представителей перечисленных специальностей, кроме сусальщиков, Посад обгонял все остальные города Московской губернии.
Старинный токарный станок в Бабенском музее (бывшая Вороновская волость)
По данным 1879 года игрушки с выборкой (многоместные) делали именно в Вороновской волости.
Интересный факт: в конце 19-го века изделия подольских токарей экспортировались в Японию. После чего, собственно, японские мастера и научились делать многоместные игрушки.
Отец русской матрешки
И вот в 1876 году в деревне Шубино Вороновской волости, неподалеку от Вороново, в крестьянской семье родился Василий Петрович Звездочкин. Окончил три класса церковно-приходской школы, и пошел помогать отцу. Пас скотину, работал в поле. Ведь он в семье был старшим из детей.
Детей тогда приобщали к станку с 12-13 лет, начинали учение с точения мелких деталей или ставили на полировку (механическая окраска игрушек на станке). Учеба длилась, как правило, 2 года. Можно сказать, что к 15 годам мальчик становился токарем, и самостоятельно мог работать на токарном станке, а к 20 - сложившимся профессионалом.
Из биографии В. П. Звездочкина, записано в 1948 году И. Ф. Казаковым
В 22 года Василий Петрович уезжает в Москву. Официально на заработки, хотя возможно чтобы сменить обстановку после развода. Некоторое время работает токарем на военном заводе. Затем устраивается в мастерскую при магазине «Детское воспитание» в Леонтьевском переулке, которую создала Мария Александровна Мамонтова, жена Анатолия Ивановича Мамонтова. Мария Александровна была и хозяйкой книжного (изначально) магазина «Детское воспитание».
Савва Мамонтов вспоминал: «Брат Анатолий, старательно окончив курс университета, уехал отдыхать в Европу. В Милане он сошелся с очень оживленной певицей Марией Александровной Лялиной, которую и привез в Москву, где и состоялся его брак против воли отца». За что Анатолий и «выпал из гнезда» семьи. Отец примирился с ним лишь через несколько лет, узнав о желании сына открыть свое дело — типографию.
Мария Александровна Мамонтова (в девичестве Лялина) была оперной певицей, училась в Италии, где ее за энергичность называли «гарибальдийкой». Спокойный, даже немного замкнутый Анатолий, и страстная, экспрессивная Мария (говорят, в ней бурлила цыганская кровь) — это был идеальный союз.
Анатолий был увлечен идеей издания книг для народа с художественными иллюстрациями. Его можно с полным правом назвать новатором типографского дела, особенно в технологиях воспроизведения иллюстраций. Одним из первых он применяет цинкографию, цветную хромолитографию, гелиогравюру, фототипию. Это было переходом к процессу изготовления иллюстраций типографским, а не литографским способом. Это означало значительное удешевление технологии.
У них было шестеро детей. И Мария Александровна с удовольствием взялась за вопросы воспитания. Был открыт первый в России специализированный магазин «Детское воспитание» с книжным отделом, а также книжный склад и библиотека для чтения. Мария Мамонтова первой начала изготовление кукол в народных костюмах. А в 1881 г. она начинает издавать ежемесячный журнал «Детский отдых» с которым сотрудничали многие известные писатели и художники, завсегдатаи Абрамцева. Появляется магазин детской игрушки. Для него придумываются игрушки и игры, которых сегодня назвали бы «развивающими». Часть продукции изготовливалось в мастерской при магазине, часть в Абрамцевской столярной мастерской.
Мария Александровна управляла и производством, и продажами, и — как сказали бы сегодня — маркетингом. Продукцию рекламировал ее ежемесячный журнал «Детский отдых».
«Это был очаровательный магазин, чего-чего там не было! Сама М.А. там всегда сидела и с увлечением показывала все ею придуманные игрушки. Не только детям, но и взрослым не хотелось уходить из этого чудесного, ею созданного маленького мира, так все было там красиво, забавно, столько у нее было вкуса и фантазии», - писала племянница Марии Александровны, Мария Кирилловна Морозова.
В интернете вы не найдете ее фотографий. Но с помощью главного хранителя музея-заповедника «Абрамцево» Е.Ф. Моховой, фото нашлось. Вот она, вдохновитель и идеолог, можно сказать мать русской Матрешки, Мария Александровна Мамонтова.
Мария Александровна Мамонтова
Отцом же русской Матрешки, несомненно, является токарь Василий Петрович Звездочкин. Вот он, похожий на Чапаева, второй справа у мастерской «Детское воспитание», вместе с работниками мастерской и А. И. Мамонтовым.
Соседи в Сергиевом Посаде до сих пор помнят В.П. Звездочкина как честнейшего человека.
Вот что Звездочкин вспоминал про Матрешку и «Детское воспитание»:
- увидел как-то в журнале подходящую чурку и по её образцу выточил фигурку, которая имела смехотворный вид, напоминала как будто монашенку и была «глухая» (не раскрывалась). По совету мастеров Белова и Коновалова выточил её иначе, затем они показали игрушку Мамонтову, который одобрил изделие и отдал его расписывать группе художников, работавших где-то на Арбате.
- работал токарем по дереву разных африканских пород. В 1900 году изобретаю трех- и шестиместную матрешку и посылаю на выставку в Париж.
Интересно, что Звездочкин изобретает Матрешку в 24 года, в том же возрасте, что и Нартов свой станок.
Вот фотография Матрешки с парижской выставки 1900 года («Музей Игрушки», Сергиев Посад). Как видите, Матрешек тут восемь.
Но вскоре вы поймете о чем говорил Звездочкин. Вот одна из наград, полученная им впоследствии. Тоже уникальное фото, в сети вы его не найдете.
Свидетельство о награждении В.П. Звёздочкина Большой серебряной медалью за «хорошую
точку и полировку разн. деревянных игрушек», 1913 год. Частное собрание.
Парижская выставка 1900 года это особая тема.
Продолжение в четвертой части расследования.
© И. А. Блюм, 2019
Перепечатка материалов разрешена только с активной ссылкой на sergievgrad.ru