Подлинная история Матрешки. Часть четвертая: Первая матрешка
Итак, нерасписанные болванки отнесли каким-то художникам на Арбат. С Леонтьевского до Арбата идти минут десять. В то время Арбат не был раем для художников как сейчас. Это был район, набирающий популярность среди состоятельных людей. Особенно почему-то среди врачей. Никто там на улицах не рисовал. Выглядел Арбат вот так:
Из обитающих тут художников в то время упоминается лишь маленькая студия «Классы рисования и живописи» Константина Юона на втором этаже дома 25. Кстати, обучение здесь прошли такие художники-знаменитости, как Вера Мухина, Владимир Фаворский, Василий Ватагин и Александр Куприн.
На всем Арбате и прилегающих переулках по статистике 1913 года врачей проживало 74, а художников человек десять. В разное время в районе тут жили или бывали М. В. Нестеров, С. И. Иванов, В. Д. Поленов, написавший здесь знаменитый «Московский дворик». Вероятно, кто-то из местных или бывающих тут художников и расписал деревянные чурки. Кто – неизвестно.
Вспомним фразу Звездочкина про трех — и шестиместные первые «чурки». Теперь сюрприз — родственники В.П. Звездочкина прислали мне одну из сохранившихся первых расписанных болванок. По их словам, это было сделано раньше той Матрешки, которая сейчас стоит в Музее Игрушки в Сергиевом Посаде.
Как видите, Матрешкой этого богатыря назвать нельзя. Скорее всего, было сделано несколько разных вариантов, возможно и разными художниками. Отправлены ли были богатыри на парижскую выставку 1900 года, неизвестно.
Первая Всемирная выставка-ярмарка ХХ века проходила в Париже с 15 апреля по 12 ноября 1900 года и пользовалась колоссальным успехом. За семь месяцев её посетило свыше 50 миллионов человек. Впервые 35 государств устроили свои национальные павильоны.
В каждом было сосредоточено то, что характеризует страну, собраны лучшие достижения в области науки, техники и искусства.
Специально к выставке в Париже открылась первая линия парижского метро, во время выставки работала троллейбусная сеть и электрическая железная дорога. Частью выставки стали Вторые Олимпийские игры.
В выставке приняли участие около 2,5 тысяч российских производителей. Из представленных на выставке 18 тематических отделов Россия не участвовала лишь в одном — отделе колонизации.
Центральным павильоном оказался построенный по проекту Мельцера павильон русских окраин, повторяющий архитектуру Московского и Казанского Кремлей. В центре Palais de I Asie Russe была построена деревня с русскими промыслами. Деревню населили типичными крестьянами, ремесленниками, казаками и музыкантами, включая знаменитого Андреева с его оркестром балалаек, к которому иногда присоединялся Шаляпин. Возле Эйфелевой башни разместился алкогольный павильон, где действовала установка по ректификации спирта и продавались сувенирные бутылочки с русской водкой.
Интересно, что мысль о создании детского городка развлечений «Диснейленд» родилась в середине XX века после того, как Диснею попал в руки альбом «Парижская всемирная выставка 1900 года».
У России была самая самая большая экспозиционная площадь — 24 000 м2. Однако, чтобы разместить все экспонаты места все равно не хватило и были построены дополнительные павильоны.Российская экспозиция получила 1589 наград: 212 высших, 370 золотых медалей, 436 серебряных, 347 бронзовых и 224 почётных отзыва. Мы взяли даже первые места за парфюмерию и вино!
«Мы находимся под влиянием чувства удивления и восхищения, испытанного нами при посещении русского отдела. В течение немногих лет русская промышленность и торговля приняли такое развитие, которое поражает всех тех, кто имеет возможность составить себе понятие о пути, пройденном в столь короткий срок. Развитие это до такой степени крупное, что наводит на множество размышлений», - писала французская газета «Liberte».
Это был триумф России. Русское электрическое освещение, телеграфные аппараты, железнодорожная техника, передовые вооружения, парашюты, газотурбинные двигатели, гигантские проекты типа Транссиб, мост через Енисей, невероятное количество изобретений и уникальной продукции российских заводов поражали воображение всех. Кстати, кровельным железом, произведенным в Лысьве и заказанным на выставке, и поныне покрыты крыши здания Британского парламента и Собора Парижской Богоматери. Да и клепка Эйфелевой башни, которую для предыдущей выставки по русским технологиям выполнили русские мастера из Владимирской губернии, надежно служит до сих пор.
К слову, посмотрев французский фильм об этой выставке, я не нашел там даже упоминания о России. Вообще. Как будто нас там никогда и не было. Хорошо, что сохранился русский каталог.
Долго искал информацию по Матрешке в каталоге выставки. Еле нашел. Вот она:
Здесь даже нет названия игрушки, представленной Марией Александровной Мамонтовой. Матрешка получила бронзовую медаль. Никакого фурора по поводу одной из 347 бронз не было. Чем была деревянная фигурка высотой 12,5 см на фоне грандиозных российских достижений? Песчинкой.
Но почему она стала символом России? И при чем тут черный петух?
Продолжение в пятой части расследования.
© И. А. Блюм, 2019
Перепечатка материалов разрешена только с активной ссылкой на sergievgrad.ru