15:55, 14 октября 2019 г.

Подлинная история Матрешки. Часть седьмая: Сталин и матрешки

Во время первой мировой и гражданской войн многие кустари покинули свои дома, были призваны в армию, погибли. Ни сырья, ни инструмента взять было неоткуда — разруха. Многие промыслы захирели, например чернение по серебру (остался всего один престарелый мастер М.П. Чирков) или вятская керамическая игрушка. То же случилось и с миниатюрной резьбой по пальме и кедру. В этом промысле сохранился только один мастер Хрустачев из Сергиева Посада. Совершенно прекратили существование промыслы по выделке узорчатой парчи, бисерных изделий (из-за отсутствия бисера). В упадок пришли промыслы набойки, резьбы по кости, рогу, выделке подносов, картонажа, и многие другие. Из общего числа школ (300) сохранилось лишь несколько десятков. Необходимо было принимать самые срочные меры к возрождению угасающих художественных промыслов, наладить ученичество под руководством старых мастеров.

Советская власть, помня недавний успешный опыт торговли царской России изделиями кустарных промыслов, сделала ставку на экспорт такой продукции. Луначарский вообще считал, что на тот момент это была единственная отрасль, где государство может экспортировать готовые изделия, при этом все доходы от переработки сырья останутся внутри страны.

В 1918 г. было создано Всероссийское кооперативное товарищество по производству и сбыту кустарных и артельных товаров — КустарьСбыт.
25 апреля 1919 года Ленин и Калинин подписали декрет ВЦИК и СНК «О мерах содействия кустарной промышленности». В 1923 году в Москве прошла первая Всесоюзная сельскохозяйственная и кустарно-промышленная выставка. Мероприятие организовали на месте свалки посреди пустыря около Крымского моста — сейчас здесь Парк им. Горького. Решили сработать на контрасте и продемонстрировать, что советская власть способна даже мусорку превратить в выставку достижений.

Постановлением ЦИК СССР от 5 декабря 1924 г. кустари в сельской местности освобождались от промыслового налога, а в апреле 1925 г. было облегчено общее налогообложение кустарей. В те годы в СССР культивировались и всячески поощрялись «единоличные» кустарные производства. Мало того, мастерам, имеющим учеников, полагались особые льготы.

На Парижской международной выставке декоративного искусства в 1925 году на долю сергиевских кустарей пришлось 10 процентов наград из общего количества наград СССР. Всего было занято 1500 лиц, вырабатывающих игрушек на 1 млн. рублей. Значительная часть игрушечных изделий Сергиевского района шла на экспорт.


Дом В.П. Звёздочкина. Сергиев Посад.

Была проделана большая работа и по техническому переоснащению кустарных производств. И уже к 1927 году по финансовым показателям кустарные промыслы в Сергиевском уезде опередили местную промышленность.

В конце 1927 года общее число художников-кустарей в СССР достигло 403 485 человек; из них кооперировано было 196 663, примерно половина.
Хотя в 20-30-е годы в связи с коллективизацией, массовыми выселениями зажиточных крестьян, мастеров, способных передать ученикам традиции русского декоративно-прикладного творчества, становилось всё меньше. Большим ударом для промыслов был голод в Поволжье и в юго-восточной части Советского Союза.

28 мая 1928 года вышел Декрет Совнаркома РСФСР «О промкооперации», после чего небольшие артели стали объединять и укрупнять. Особая роль отводилась созданной в 1929 году фабрике игрушек в Сергиевом Посаде, в документах того времени называвшейся «экспортной». 7 июня 1931 года ей было передано здание «Детгородка имени 1905 года», размещавшегося в стенах бывшей больницы Троице-Сергиевой лавры (с западной стороны от монастыря). При Районном исполнительном комитете создали Экспортное совещание.

В марте 1930 года город Сергиев переименовали в Загорск в честь большевика Владимира Михайловича Загорского (настоящее имя Вольф Михелевич Лубоцкий, осуществлял руководство спецоперацией по вскрытию мощей Сергия Радонежского). Загорск был включен в систему пятилетнего плана как столица советской игрушки, «вырабатываемой из недефицитного сырья и имеющей экспортное значение».

Жителям Сергиевского района запретили вырубку липы и ольхи. Вся липа предназначалась артелям игрушечников и получала название «дешевого местного сырья». Но сырья всё равно не хватало. В октябре 1931 года было предложено: «Принять все меры по переходу с дефицитного на менее дефицитное сырье (с липы на осину), развернуть работу по использованию опилок взамен бумаги. Так как фабрика производит главным образом экспортную продукцию и является ответственной отраслью народного хозяйства — просить Мособлисполком о переводе фабрики по снабжению из третьей во вторую категорию». Сразу после оборонной.

Эта мощная комплексная система поддержки превратила художественную промышленность в культурный феномен мирового значения, не имевший аналогов в мире и удивлявший всех многообразием технологий и стилей обработки самых разных материалов, масштабностью художественных предприятий. Создавались музеи и профессиональные училища. Такой художественной промышленности не знала ни одна страна в мире.


Плакат "Что даёт кустарю касса взаимопомощи"

Ставка была сделана на зарубежный рынок, прежде всего европейский. Дипломаты регулярно отчитывались о ситуации на рынке отдельных стран, мониторили и рекомендовали цены. Изделия художественной промышленности обменивались на золото, на которое закупались станки для крупной промышленности.

В 1920-30-х годах значительная часть изделий художественных производств продавалась на внешнем рынке через Госторг. В «валютном цехе» страны Советов трудилось более 40 тыс. кустарей.

В 1928 году пролетарский писатель А .М. Горький приехал из Италии (с виллы Il Sorito), и выдвинул лозунг «Загорск – Красный Нюрнберг» (немецкий Нюрнберг был известен главным образом как крупный центр производства игрушек). Но когда в Германии пришли к власти нацисты, Нюрнберг стал ассоциироваться главным образом с их ежегодными партсъездами. И этот слоган больше не использовали.

СССР находился в этот момент на грани дефолта по внешним долгам, а пятилетний план — на грани провала. На Западе были убеждены, что без кредитов, взятых в Англии, США и Германии, «пятилетний план не мог бы даже быть начат». А кредитоспособность Советской России была под вопросом. В эмигрантских газетах в сентябре 1931 года писали, что советские торговые представительства вот-вот вынуждены будут «объявить мораторий по заграничным платежам". Советский золотой запас истощался, по оценкам иностранных газет, в России "оставалось всего на 50 или 70 миллионов рублей золота». Но председатель Госбанка, Георгий Пятаков, в секретной записке докладывал о плачевном валютном состоянии страны. По его мнению, уже к началу 1929 г. СССР должен был иметь нулевой золотой запас.

К 1931 г. объём экспорта изделий кустарно-художественной промышленности достиг 4 млн. золотых рублей. Для сравнения, столько же выручили за проданные за рубеж шедевры Эрмитажа. Следует отметить, что уже в 1934 г. СССР свел к минимуму свою внешнеторговую задолженность.

К концу пятилетки Советский Союз занимал первое место в мире по импорту машин и оборудования. В 1931 г. около 1/3, в следующем году - около 1/2 всего мирового экспорта машин было направлено в СССР.

В 1931-му году был создан Научно-экспериментальный кустарный институт (НЭКИН), реорганизованный в 1932 в Институт художественной кустарной промышленности (ИХКП), который с 1941 года стал именоваться Научно-исследовательским институтом художественной промышленности (НИИХП).


Эскиз проекта Института Игрушки в Загорске, 1932 год

Между «экспортной» фабрикой и другими предприятиями и организациями развернулась борьба за квалифицированных рабочих. Был поставлен вопрос о переквалификации кустарей, занимавшихся чем-либо иным (скажем, сапожников), в игрушечников. В 1932 году администрация предприятия обратилась в Горисполком с письмом: «Просить кустарный сектор Московского областного Исполнительного комитета расследовать деятельность главного управления местами заключения 12-й колонии, выразившуюся в дезорганизации и сманивании рабочей силы с экспортной фабрики на более повышенные условия (175 рублей при пониженной норме выработки плюс московский паек)».

Результаты «битвы за игрушку» были впечатляющими. Производство развивалось, из Москвы в Загорск переместился Музей игрушки. На базе техникума из Вятки был создан техникум игрушки. Начались работы по созданию «Проектного института игрушки и опытного производства при нем».

Доходы Загорска за 1932 год составили несколько миллионов в валютном исчислении. В 1932 г. СССР занимал по экспорту 12-е место в мире. Интересно, что в структуре экспорта преобладали товары промышленного производства — 68,1%. Активное сальдо торгового баланса СССР (превышение экспорта над импортом) в 1934 году составляло 814,5 млн. рублей.

Но к 1936 году экспорт из СССР по сравнению с 1930-м упал более чем в три раза. «Великая депрессия» набирала силы, экономика Запада чахла, зарубежным фирмам-посредникам стало не до закупки загорских игрушек. Тогда роль Загорска в экономике СССР была переосмыслена. Его решили сделать маяком индустриализации. И «Красный Нюрнберг» стал «Красной Иеной», то есть столицей советской оптики. Позднее здесь же, в обстановке строжайшей секретности, было запущено первое производство автоматов ППШ (расследование Секретная история ППШ)

А что же Василий Звездочкин? Вот из его биографии:


Василий Петрович Звёздочкин, 1920-е годы. Колоризация: klimbim (Ольга Ширнина)

Вслед за Василием Петровичем в Сергиевский (тогда еще) Посад приехали два его брата и отец. Брат Дмитрий Петрович (1893-1936) прибыл сюда в 1929 году из Семенкова под Горьким, тоже центра игрушечного промысла. Раненый еще в гражданскую, он к этому времени был больным человеком. Поэтому, проработав недолго в ШКУ им. Халтурина, стал кустарем-надомником. На примитивном станке точил погремушки, а жена полировала их на том же станке. Потом носили погремушки резчику на 2-ю Рыбную улицу, а дочки набивали их горохом. Заказы возили в Москву, в Леонтьевский переулок. Семья Д. П. Звездочкина жила в начале Клементьевской улицы, в доме номер 2/1. Гору, которая спускалась от их дома к пруду, так и называли — гора Звездочкиных.


Вот этот дом, и эта гора

Младший из братьев Звездочкиных, тоже участник гражданской войны, Иван Петрович, приехал в Загорск в 1931 году вместе с отцом. Жили на Клементьевской улице «наверху». Иван Петрович надомником был недолго, вскоре поступил в артель им. РККА, на Кустарную фабрику, которая тоже выпускала матрешки, а потом на Скобянку (где выпускали ППШ) токарем. Вместе с заводом эвакуировался в Вятские Поляны, а вскоре по возвращении умер, еще во время войны. Все Звездочкины похоронены рядом на почти исчезнувшем теперь Никольском кладбище.

21 декабря 1935 года кустарь-игрушечник Василий Петрович Звездочкин был лишен избирательных прав «за эксплуатацию чужого труда». Как и другие знаменитые посадские кустари, Е. В. Шишкин, И. М. Николаев, Л. И. Булычев.

Но автора матрешки особо прессовать не стали. Сохранилась выписка из протокола заседания комиссии по народной игрушке Наркомата просвещения от 4 августа 1936 года. В ней рекомендовалось Всекомпромсовету «обеспечить В. П. Звездочкину, имеющему без малого 40-летний стаж работы, условия для дальнейшей успешной работы по специальности».

С началом Великой Отечественной войны, после некоторой стабилизации на фронтах, игрушечники снова понадобились государству. В 1942 г. лучшие мастера были отозваны с фронтов, их запрещалось использовать на других работах — они должны были пополнять валютные запасы. Несмотря на тотальную нехватку всего, художественные предприятия бесперебойно снабжались дефицитными инструментами, сырьём и материалами. И даже в годы войны для артелей была сохранена половина налоговых льгот, а после войны их было предоставлено больше, чем в 41-м году, особенно артелям инвалидов, которых много стало после войны.

В годы Великой Отечественной войны в рамках программы ленд-лиза изделиями народных промыслов расплачивались наравне с золотом и алмазами.

По сути именно Сталин сформировал и вырастил эффективно работающую систему производственного предпринимательства. На момент смерти Сталина в СССР было 114 000 (сто четырнадцать тысяч!) мастерских и предприятий самых разных направлений - от пищепрома до металлообработки, от ювелирного дела до химической промышленности. На них работало около двух миллионов человек, которые производили почти 6% валовой продукции промышленности СССР, причём артелями и промкооперацией производилось 40% мебели, 70% металлической посуды, более трети всего трикотажа, почти все детские игрушки. В предпринимательском секторе работало около сотни конструкторских бюро, 22 экспериментальных лаборатории и даже два научно-исследовательских института. Более того, в рамках этого сектора действовала своя, негосударственная, пенсионная система! Не говоря уже о том, что артели предоставляли своим членам ссуды на приобретение скота, инструмента и оборудования, строительство жилья.

Такое положение дел продолжалось до 1956 года, когда артельщина была официально запрещена и в течение нескольких лет разогнана по указанию Хрущева. Причём не просто разогнана, а отобрана директорами от партократии. Артельная собственность отчуждалась безвозмездно. Пайщики теряли все взносы, кроме тех, что подлежали возврату по результатам 1956 года. Ссуды, выданные артелями своим членам, зачислялись в доход бюджета. Торговая сеть и предприятия общественного питания в городах отчуждались безвозмездно, в сельской местности — за символическую плату. Причём отбиралась материальная, трудовая собственность артелей, созданная и накопленная не финансовыми спекуляциями, собственность в виде станков, машин и помещений, которые зачастую собственноручно строились самими артельщиками.
Чем артели не нравились некоторым руководителям? Они позволяли хорошо зарабатывать трудолюбивым, талантливым и предприимчивым людям. Зарабатывать гораздо больше чем, на госпредприятиях. Лучшие кадры уходили в артели. Да, там надо было работать (не редко сверх нормы — 8 часов), но и платили много. Иногда квалифицированный рабочий в артели зарабатывал больше чем директор госпредприятия, или чиновник, возглавляющий город. Уничтожение артелей вылилось в подпольное цеховое движение, привело к дефициту потребительских товаров, способствовало коллапсу плановой системы управления. Кстати, ведь и отец Сталина был сапожником-кустарём.


Из биографии В.П. Звёздочкина

Чудом я встретился с соседом Василия Петровича, который — будучи тогда учеником первых классов — помнит как Звёздочкин дарил ему свои игрушки, пирамидки, школьный пенал. Жаль ничего не сохранилось.

Кстати, про пирамидки. Вот что пишут американцы про ТОП-10 самых знаменитых игрушек в мире.



Такие пирамидки русские мастера, и Василий Звёздочкин в частности, делали еще с дореволюционных времён. Когда основатели Fisher-Price еще даже не родились. Матрешки в списке, как вы догадались, нет вообще.

Эту фотографию вы тоже нигде не найдете, мне ее только что прислала Т. Н. Шпанькова, за что ей большое спасибо.


В.П. Звёздочкин в 1-м цехе Института Игрушки, он сидит в первом ряду по центру. 1944 год. 

С 1949 года Василий Петрович заведовал токарным цехом местной артели «Художественная игрушка». Ему шел восьмидесятый год, а он все еще трудился на производстве. Жил В.П. Звёздочкин рядом с железнодорожным переездом у станции Сергиев Посад. Был глуховат. И 22 января 1956 года не услышал приближающегося поезда. Похоронили Василия Петровича на Никольском кладбище, рядом с родными. Но после перестройки 1990-х эту часть кладбища застроили коттеджами. И нет теперь даже могилы изобретателя русской матрешки.

В 1960-1980-х годах продукция художественных промыслов стала визитной карточкой СССР. Она формировала благоприятный образ страны, противостоящий раскручиваемому Западом имиджу «империи зла».

В то время оборот изделий художественной промышленности достигал 1,5 млрд. долларов США, причем 300 млн. долларов приносили продажи за свободно конвертируемую валюту.

Фабрика игрушек в Сергиевом Посаде работала в три смены, изготавливали по полторы тысячи матрешек в день, сорока видов — от трехместных до гигантских с десятками вкладышей. Причем разрисовывали по канонам вековой давности — гуашь, кисточка и рисунок в четыре цвета. Но в СССР сергиевская матрешка была в дефиците, продукция шла на экспорт.



С 1990 года — по данным ассоциации «Народные художественные промыслы России» — более 140 предприятий художественной промышленности прекратили существование (включая традиционные народные промыслы — вятское кружевоплетение, воронежское, ивановское и карсунское ручное художественное ткачество, хлудневская глиняная игрушка, мстерская вышивка и др.), а объём производства и численность работников в среднем по оставшимся предприятиям сократились более чем в 15 раз.


Плакат Сочи-1014 и открытка Олимпиада-80

Налоговые поступления в бюджет Венеции от торговли сувенирами — $12 млн в месяц, менее популярный у туристов Гамбург зарабатывает около $5,8 млн. А что Сергиев Посад?

Сейчас в городе по сути не осталось ни одного токаря-матрешечника. И некому выточить ту самую форму матрешки, которую придумал Василий Звёздочкин. Ведь чтобы выточить матрешку с тончайшими стенками как умели старые мастера, нужно не меньше мастерства, чем для росписи. Не зря на старых матрешках ставили два имени — токаря и художника.

А теперь вспомните игрушки народов мира. Так, чтобы их ассоциировали со страной. Вспомнили? А теперь ответьте: какая еще игрушка сыграла столь важную роль в истории какой-либо страны? И скажите, достоин ли автор матрешки хотя бы памятника в Сергиевом Посаде?

Список использованных источников:

«Игрушка. Ея исторiя и значенiе». Сборникъ статей подъ редакцiей Н. Д. Бартрамъ. Изданiе Т-ва И. Д. Сытина. Москва. 1912 г.;
Пятый сборник трудов Научно-исследовательского института художественной промышленности;
Сборник научных трудов к 50-летию Научно-исследовательского института
художественной промышленности. МОСКВА, 1982;
РОЛЬ ЭКСПОРТА В РАЗВИТИИ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРОМЫСЛОВ В 20-Е ГГ. ХХ ВЕКА.
Издательство "Грамота", 2015. № 7 (57): в 2-х ч. Ч. I. C. 76-80. ISSN 1997-292X;
1-я сельско-хозяйств. и кустарно-промышл. выставка. Издательство «Новая деревня», 1923 г.;
«Сергиев Посад – столица русской игрушки». Г.Л. Дайн, 2011. ISBN 978-5-91582-035-6;
«Игрушечных дел мастера». Г.Л. Дайн,  М. : Просвещение, 1994 г. ISBN 5-09-003308-0;
«Матрешка в нашем городе». Т.Н. Шпанькова;
«БАБЕНСКИЙ ИГРУШЕЧНЫЙ ПРОМЫСЕЛ». С. В. ВИДАНОВ;
«Каталог Русского отдела на Всемирной Парижской выставке 1900 г.» Санкт-Петербург, 1900 г.;
«Русская матрешка». С. В. Горожанина, М. Интербук-бизнес. 2012 г.;
«Династии в истории Бабенского игрушечного промысла». Козлов А.Н., Московский государственный институт культуры, Москва;
и другие.

© И. А. Блюм, 2019
Перепечатка материалов разрешена только с активной ссылкой на sergievgrad.ru

Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите ctrl+enter
Этот сайт использует «cookies». Также сайт использует интернет-сервис для сбора технических данных касательно посетителей с целью получения маркетинговой и статистической информации. Условия обработки данных посетителей сайта см. "Политика конфиденциальности"