Top.Mail.Ru
Сергиев Посад +15 °C ночь
Воскресенье 21.07.2019, 03:07

Город Сергия Посад, бизнес, здоровье, общество, Бессмертный полк, культура и досуг

Бедная социалка: экономика "зайцев"

Бедная социалка: экономика "зайцев"

Как я уже не однократно рассказывал, я езжу в электричках. Утром на работу, вечером обратно, ну и в столицу тоже мотаюсь на этом виде общественного транспорта. И каждый раз удивляюсь причудливому разнообразию пассажирской жизни.
Во-первых, конечно, коробейники. Эти неутомимые труженики мелкой торговли с хорошо поставленными голосами неутомимо тянут баулы из вагона в вагон и вещают нам об удивительной целебной силе очередного клея или губок для посуды, китайских свитеров и еще бог знает чего. Пассажиры реагируют предсказуемо: кто-то неприветливо морщится, кто-то безразлично смотрит в окно, кто-то спит и лишь изредка в вагоне найдутся два-три любопытных человека, которые подзовут торговца дребеденью и прикупят его товар.
Между прочим, эта профессия – железнодорожный торговец – того же возраста, что и сама железная дорога. Историк литературы, критик Александр Милюков рассказывал, как вскоре после открытия первой железной дороги возвращался из Царского Села в Петербург и оказался в одном купе с Брюлловым и Гоголем. Причем опознать писателя и живописца ему помог именно вагонный торговец-итальянец, что торговал публике свои силуэты с натуры.
Но что торговцы! Куда интересней другое! Представьте, как вдруг распахнулись двери тамбура и через вагон с сосредоточенными лицами потянулись люди. Женщины, мужчины, одетые прилично и чисто, спокойным шагом прошли и скрылись в противоположных дверях, увлекая за собой некоторых, до того смирно сидящих, пассажиров. Первый раз такой исход меня поразил: с чего бы? Куда они все? До остановки еще достаточно далеко, в вагоне вполне комфортно… Ответом, аккурат из тех же дверей, откуда явились «беженцы», стали зашедшие в вагон контролеры. Да-да, оказалось, что все те люди, что бежали через вагоны были «зайцами». Причем, нужно сказать, что, судя по одежде и гаджетах в руках большинства из них, эти безбилетники - довольно состоятельные граждане. Вот, например, тетенька, которая сидела напротив меня: вполне себе приличная дама в лисьем полушубке с iPhone 7 Plus в руке. Как-то слабо верится, что билет для нее большая проблема, особенно двадцать рублей пятьдесят копеек за вояж Хотьково-Сергиев Посад. Однако же вон, тоже вполне резво унеслась от кондукторов.
А на ближайшей – моей – остановке вся эта толпа безбилетников вывалила на перрон и диким галопом понеслась назад и набиваясь в уже проверенные вагоны. Меня дважды чуть не сбили с ног, а какому-то парню повезло меньше – его не только сбили, но еще и обругали. Ну да, нашли время тут выходить, когда народ на поезд бежит.
Ох, я ни разу не ханжа. И если бы речь шла о школьниках, студентах (да мы сами ездили на «закорках» троллейбусов!) или откровенно малоимущих, не стал бы ничего говорить.
Но большинство граждан, так бодро бегающих от кондукторов, явно вполне могли бы оплатить билет. Мало того, еще и создают в соцсетях профильные сообщества, где рассказывают, как и кому жаловаться на кондукторов, делятся советами и премудростями.
Когда я рассказал об этом феномене приятелю, тот лишь беспечно пожал плечами:
- Вот потому у них и айфон за семьдесят тысяч, что экономят! Ты тоже, если бы не тратился как дурак, глядишь и приятную сумму за месяц бы скопил.
Видимо, я и вправду дурак, так как уверен. что взрослый человек – это не только возраст, но и социальная ответственность. И оплачивать услуги, которыми ты пользуешься, будь это проезд в пригородном электропоезде или стрижка у парикмахера – нормально. А если вы хотите дорогой телефон, меха или супер-пупер-планшет, то и экономьте на себе. Можно ходить пешком, ездить на велосипеде, перестать обедать в столовой, да как угодно, но вот скатываться до банального воровства как-то гадко.
Конечно, врядли после этого текста кто-то побежит отдавать долги железной дороге. Но в следующий раз, когда будете возмущаться плохой работой чиновников и коррупцией, вспомните, как бодро вы бежали от кондукторов.

Анастас Машковцев, иллюстрация автора