Сергиев Посад +4 °C ночь
Понедельник 22.10.2018, 07:17
Арт-площадка: «Сплин»

Арт-площадка: «Сплин»

06.10.2017
…Высоко над дощатым полом сцены висит помпезная люстра, намекая на контраст и некоторую грань, границу официоза и неформальности.

Зрители под подозрительными взглядами контролёров рассаживаются.
Несколько минут обычной предстартовой возни - и вот, наконец, вырубили свет, зажглись рампы, и на сцену вышел состав группы во главе с бессменным Сашей Васильевым.

Началось.

Многие группы предпочитают начинать со старых проверенных песен, а уж потом, «раскачав» зал, вводят новинки. Но «Сплины» - не «многие». Они идут своим неповторимым ритмом, начиная с последних песен, неустрашимо двигаясь на аудиторию айсбергом – ну что, «Титаник»? И после первой же композиции «Титаник» ломается, раскалывается аплодисментами, которые – о, непреложный закон местечковых ДК! – к середине концерта, когда зазвучит «Филинни», войдут в бешеный темп. Стена-граница рухнет, и они начнут подпевать, а в конце Васильев просто обратит микрофон к залу, и зрители сами споют про девушку с глазами из самого синего льда.

Сплин фронтмен Саша Васильев.jpg

Но пока он поёт песни из «Ключа к шифру», последнего альбома группы, умело перемешивая их с чуть более ранними композициями. Дальше «Гранатового альбома», если я ничего не пропустил, музыканты не шли. Впрочем, «Пыльную быль» и «Коллекционера оружия» мы и так уже затаскали до дыр. Хотя я бы с удовольствием послушал снова:

Знай, я хотел убежать, но мне некуда деться.
Ноты и тексты ты утром получишь по почте.
Я пришел с войны,
распахнул шинель,
А под ней билось сердце
И это сердце никто никогда не растопчет.
Флот потопили - остались одни адмиралы,
На фонарях объявились хорошие люди.
В день, когда стрелки сошлись,
я сказал своей маме:
«Мама, твой сын - пацифист, это неизлечимо».

Сплин ударник Алексей Мещеряков.jpg

Зрителей в зале было примерно поровну. Одни - молодые, фанатеющие от ритма питерской группы, готовые подпевать каждому слову и подпевающие, отчаянно плясавшие в проходах и выкидывающих архаичную «козу» - но это уже ближе к финалу. До чего же они хорошие, эти дети!.. Но где зажигалки?! Где огни наших душ? Стоп, приятель, сейчас другие времена, и за открытый огонек тебя просто вышвырнут из зала как опасного пироманьяка, все это осталось в твоём 90-м, сейчас светят смартфонами, да и то редко.

Сплин фанаты.jpg

Другая часть зрителей – мой возраст: лысые дядьки и тронутые временем девочки, которые нет-нет да и возденут руки вверх, как в старые добрые времена, и закричат вместе с желторотой толпой детишек. Сейчас эти дяди и тёти – снова подростки сломанной и уже несуществующей страны. Но хипповский (нет, не хипстерский, выкиньте к чертям это поганое слово и тех, кого оно означает!!!) хайер уже облетел, башка лысая как колено, феньки рассыпались мелким бисером, живот отрос, появились морщины, служба, бизнес, «очки по возрасту» и прочие атрибуты взрослости. Хотя… ну кого мы обманываем?! Атрибуты чёртовой старости.

Смотрится страшно и жутко.

Сплин аплодисменты.jpg

А на сцене звучит «Романс». Концертная версия кажется немного отчужденной, не такой всепроникающей, в отличие от оркестровой аранжировки.

И лампа не горит.
И врут календари.
И если ты давно хотела что-то мне сказать, то говори.
Любой обманчив звук.
Страшнее тишина.
Когда в самый разгар веселья падает из рук бокал вина.
И черный кабинет.
И ждет в стволе патрон.
Так тихо, что я слышу, как идет на глубине вагон метро.
На площади полки.
Темно в конце строки.
И в телефонной трубке, эти много лет спустя, одни гудки.
И где-то хлопнет дверь.
И дрогнут провода.
«Привет!»
Мы будем счастливы теперь и навсегда.
«Привет!»
Мы будем счастливы теперь и навсегда.

Третьи – те, кто пришел на концерт «по случаю» - лишние деньги и желание познакомиться с тем, «что сейчас слушает молодежь» или бесплатный билет по блату. Престарелые матроны с поджатыми губами, прямо смотрящие в зал и возмущенно – на танцующую ребятню, слегка кривят рот при упоминании в песне алкоголя и курева. Словно терминаторы они зависают, силясь понять «герой на героине, героиня на героине», но в конце концов явно решают, что как ни крути – пакость и снова дергают ртом и бровкой. Но сидят.

Когда я в толпе, я кричу ему - Господи!
Забери свой пряник и спрячь свой кнут.
Мы столько лет стояли над краем пропасти.
Не пора ли нас всех столкнуть?

Сплин Череп и кости.jpg

И при этом зал не полон. Хотя «Сплин» - это веха, событие, почти классики. Но жадность организаторов и устроителей сделала своё дело: цены билетов стартуют от 1800 рублей, что для студенческого кошелька довольно травматично. Такие деньги сопоставимы со столичными, в нормальных залах с хорошим звуком и без адской цветоистерики. Я впервые на концерте в ДК Гагарина и не знаю, всегда ли тут такое буйство красок, но непосредственно на концерте «Сплинов» яркие фонари так шарашили по глазам, резво меняя цвета и направление, что начинало тошнить.

Цветомузыка.jpg

Но «Сплины» примиряли, обхаживали этот кошмар, выдыхая бессмертное «Лилечке!». Если чем они и покупают с потрохами своего слушателя, так это искренностью: Маяковский ли это, Чёрный ли, сам фронтмен – не важно. Васильев умеет быть пронзительным и точным, точно подбирая мазки для картины мира. Он же рисует, кстати, но на мой взгляд как поэт и музыкант он всё же куда круче.

Сплин финальный поклон.jpg

Рок-музыку не хоронил только ленивый. У нас задел принадлежит БГ, который ещё страшно сказать когда уловил тенденцию (не было тогда слова «тренд», отвалите!) и спел «Рок-н-ролл жив, а я еще нет». И снял кассу. Объявлять конец эпохи/стиля/всегонасвете стало модным и современным. Но караван всё ещё идет, сколько бы собак ни лаяло ему в след.

И Саша Васильев гнёт свою линию.

Спасибо ему за это.

С. Сергеев
  • Комментарии
Загрузка комментариев...